Геркуланум

Флаг ЮНЕСКО

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 829рус. • англ. • фр.

Археологическая активность в городе возобновилась только в 1924 году и продолжалась под руководством Амадео Маюри до 1958 года. В 1960—1969 годах работы шли в северном секторе города, затем в южном, где в 1982 году в ангарах были обнаружены человеческие скелеты и 10-метровая деревянная лодка. Часть города по-прежнему сокрыта под слоем породы, но возобновление раскопок затруднено из-за наложения границ Геркуланума на городские кварталы современного Эрколано.

Городские сооружения

План Геркуланума

Инсула II

Дом Аристида

Вход этого здания ведёт напрямую к атриуму. Остальная часть здания была серьёзно повреждена во время ранних раскопок.

Дом Аргуса

Этот дом — первое открытое в Геркулануме двухэтажное здание — был назван в честь фрески с изображением Ио и Аргуса, которая была написана на стене комнаты рядом с просторным, окружённым колоннадами перистилем. Теперь она утрачена. Ранее дом Аргуса несомненно входил в число самых красивых вилл города.

Дом Гения

Дом Гения, раскопки которого проходили в 1828—1850 годах, назвали в честь статуэтки Купидона или Гения, составлявшей часть мраморного канделябра. Дом очищен от породы только частично, так как наполовину скрыт под современным Эрколано — можно увидеть только большой перистиль с прямоугольным фонтаном по центру.

Инсула III

Дом со скелетом

Фрески на стене дома со скелетом

Здание было названо в честь человеческого скелета — это была первая жертва извержения, обнаруженная в Геркулануме в 1831 году (ранее считалось, что абсолютно всем жителям удалось спастись). Это здание состоит из трёх домов, один из которых — с крытым атриумом и без обычного для античных домов имплювия, резервуара для сбора дождевой воды. В глубине атриума расположено два нимфея (святилища, посвящённых нимфам), а во дворике — украшенный мозаикой алтарь для ларов.

Постоялый двор

Этот дом получил такое название из-за своего внушительного размера — 2 150 м?. На самом деле это не гостиница, а роскошная частная вилла I века н. э., обращённая в сторону моря. К сожалению, степень её сохранности оставляет желать лучшего — здание было повреждено и во время извержения, и при первых археологических работах. Внутри расположены многочисленные покои, атриум, расписанные фресками термы (причём это единственные частные термы во всём Геркулануме), терраса с портиком и просторный перистиль с садом. Есть версия, что дом был повреждён во время землетрясения 62 года и перепродан другим владельцам, которые превратили его в гостиницу. Раскопки этого здания были начаты Бонуччи в 1852 году и завершились под руководством Маюри в 1930-х.

Дом с бронзовой гермой

Дом имеет вытянутую форму, характерную для жилищ самнитов. Назван в честь бронзовой гермы, найденной в таблинуме — комнате, предназначенной для хранения документов и деловых встреч — и предположительно являющейся скульптурным портретом хозяина. В правом углу таблинума, вымощенного в технике opus sectile[7], была лестница, ведущая в помещения второго этажа. Интерес представляют фрески на морскую тематику в триклинии — помещении, где проходили трапезы.

Дом с деревянным каркасом

Дом с деревянным каркасом

Технология строительства этого дома под названием opus craticium была проста и не требовала больших затрат — деревянные решётчатые каркасы стен, укреплённых кирпичными пилястрами, заполнялись смесью гальки и извести, которая, затвердевая, образовывала прочную конструкцию. Дом с деревянным каркасом — наиболее хорошо сохранившееся здание подобного типа, до сего дня обнаруженное в Геркулануме.[8] Внутренняя планировка и два отдельных входа — кирпичные ионические колонны у одного из них поддерживают балкон — позволяют предположить, что в доме проживало две семьи, жилища которых разделял дворик с общим имплювием. Внутри сохранился ряд предметов интерьера: деревянные остовы кроватей, мраморный стол, шкаф с кухонной утварью, кушетка для возлежания в триклинии, алтарь со статуэтками ларов.

Дом с деревянной перегородкой

Сохранившаяся деревянная перегородка

Этот дом был сооружён ещё во времена самнитов и в эпоху Октавиана Августа подвергся перепланировке — был построен второй этаж с отдельными квартирами, предназначенными для сдачи в аренду, а помещения первого этажа были переоборудованы под торговые лавки. Наиболее примечательными являются фасад дома и просторный атриум с имплювием посредине. Сохранилась искусно выполненная деревянная перегородка (по которой и назван дом) с кольцами для масляных ламп, которая предназначалась для отделения пространства атриума от таблинума. За таблинумом располагается перистиль и переход в комнаты, в том числе в триклиний.

Инсула IV

Дом с мозаичным атриумом

Этот дом — одна из самых впечатляющих и хорошо сохранившихся построек Геркуланума. Пол его атриума выложен чёрно-белыми мозаичными плитками, квадратными и прямоугольными. Пространство большого экуса, использовавшегося для приёма гостей и в качестве столовой, разделено двумя рядами пилястр на три нефа. За атриумом следовал портик с окнами и садом по центру, откуда можно было попасть в триклиний и другие комнаты. С восточной стороны портика расположены четыре кубикулума (спальни), расписанные изысканными фресками на красном фоне, и искусно устроенная экседра, также украшенная фресками с сюжетом на тему наказания Дирки и изображением Дианы и Актеона. За триклинием расположена крытая галерея с видом на море, которая примыкает к двум небольшим павильонам, вероятно, выполнявшим функцию смотровых площадок. В доме сохранилось немало предметов обстановки, в том числе колыбель и столик из дерева.

Дом с оленем

Дом с оленем

Этот дом, равно как и граничащее с ним здание с мозаичным атриумом, входит в число самых пышных жилищ Геркуланума, с террасы которых открывается великолепная панорама залива. Внутри была обнаружена хлебная лепёшка с печатью Селера, раба Грания Верия, отпущенного незадолго до извержения[9]. Это позволило идентифицировать владельца дома. В относительно небольшом атриуме дома с оленем нет комплювия (отверстия в крыше для стока воды) и имплювия, столь характерных для античных построек. Из атриума можно попасть в помещения кухни, алькова и большого триклиния со стенами, расписанными фресками в третьем стиле, и выложенным разноцветным мрамором полом. При раскопках в саду были обнаружены круглые мраморные столы и две скульптурные группы, каждая из которых изображала оленя, загнанного собаками. Сад окружён портиком с четырьмя аркадами, главное украшение которых когда-то составляли синие мозаичные панели с изображением титана Океана и купидонов, оседлавших морских чудовищ (часть из них в XVIII веке была снята и выставлена сейчас в Национальном археологическом музее Неаполя). Далее следуют помещение летнего триклиния, два кубикулума для дневного отдыха, большая открытая терраса и комната, расписанная фресками в четвёртом стиле, с мраморным изваянием сатира с винным бурдюком.

Дом с альковом

Дом с альковом состоит из двух смежных построек. Первая является довольно скромным жилищем, а вторая, где вероятно жила процветающая семья, отличается богатством убранства и обстановки. Пол крытого атриума вымощен мозаичными плитками в технике opus tesselatum и opus sectile. Далее следуют две обеденные залы — биклиний, стены которого расписаны красочными фресками в четвёртом стиле, и триклиний, ранее вымощенный мрамором. Разница между этими залами состояла в том, что в биклинии скамьи для возлежания были расположены по двум сторонам, а в триклинии — по трём. Название дом получил в честь алькова, куда попадал свет из маленького дворика.

Фуллоника

К дому с альковом примыкает фуллоника — античная прачечная, — где сохранились баки для стирки и сушки ткани. В этом же здании расположены жилые помещения, которые занимала семья работников фуллоники.

Термополий

Термополий

В Геркулануме был открыт и термополий с облицованным кусками разноцветного мрамора прилавком — так называлась античная харчевня, где подавали горячую еду и вино с пряностями. Блюда разогревались с помощью семи объёмных сосудов, встроенных в прилавок по самое горлышко, в которые наливалась горячая вода.

Инсула V

Дом с прекрасным двориком

Дом с прекрасным двориком

Планировка этого дома, построенного в середине I века, довольно нехарактерна для античности. Вход ведёт в вестибюль с низким сводом, с правой стороны которого расположены три небольшие комнаты. Далее следует помещение внутреннего дворика, в честь которого назван дом. Оттуда можно подняться по лестнице на балкон с тремя входами в комнаты второго этажа. Эта лестница очень напоминает лестницы периода итальянского Средневековья[10].

Дом с деревянным святилищем

Название этому дому (небольшому по величине, но расписанному искусными фресками) подарило открытое в нём святилище — ларец из дерева в форме храма, внутри которого находились статуэтки божеств, оберегающих домашний очаг. Святилище стояло на деревянном шкафчике, в котором хранились разные бытовые мелочи, такие как флакончики духов и пуговицы, а также плошка с чесноком.

Дом двухсотлетия

Здание было открыто в 1938 году, спустя ровно 200 лет с момента начала раскопок Геркуланума, и названо в честь этого юбилея. Вход ведёт в большой атриум с покатой крышей, устланным чёрно-белой мозаикой полом и стенами, расписанными фресками в четвёртом стиле с архитектурными и анималистическими мотивами. В глубине дома находится помещение таблинума с двумя боковыми крыльями и изысканным мозаичным полом с чёрно-белым геометрическим узором в технике opus tesselatum и центральной плитой в технике opus sectile. На его стенах написаны 2 большие фрески, изображающие Дедала и Пасифаю с одной стороны и Венеру и Марса с другой. К таблинуму примыкает портик с садиком, откуда по лестнице можно подняться наверх. В стене одного из покоев второго этажа находится крестообразное углубление, где ранее, вероятно, помещался деревянный крест. Если это предположение верно, то крест из Геркуланума является самым древним христианским символом в мире. Ниже стоял шкафчик из дерева, похожий на алтарь для ларов, фамильных божеств, покровительствующих домашнему очагу.

Дом мозаики Нептуна и Амфитриты

Винная лавка с амфорами

Этот дом, вероятно, принадлежал преуспевающему торговцу, винная лавка которого находилась в примыкающем к зданию помещении. Сама лавка прекрасно сохранилась, и в том числе аккуратно уложенные на деревянных полках амфоры, в которых 2 тысячи лет назад хранилось вино. От входа имелись проходы к таблинуму и к триклинию, где сохранилась мраморная облицовка и мозаичные панели на стенах.

Мозаика с изображением Нептуна и Амфитриты

Во внутреннем дворике находится большая ниша, облицованная плитками из раковин и перламутра, с двумя нишами меньшего размера по бокам. Стена над нишами украшена мозаиками на тему охоты — на голубом фоне изображены собаки и олени, над которыми полукругом свисает гирлянда фруктов и листьев с расхаживающим по ним павлином. Выше прикреплены лепные театральные маски. На соседней стене находится мозаика, подарившая дому название — изображение Нептуна и Амфитриты. В покоях второго этажа частично сохранились красочная облицовка интерьера и предметы обстановки — например, статуэтка Юпитера и герма Геркулеса.

Дом с коринфским атриумом

В этом доме из оформленного портиком входа можно попасть в атриум с маленьким мраморным фонтаном по центру и шестью коринфскими колоннами из туфа, облицованными искусственным мрамором стукко. В помещении справа от входа сохранился мозаичный пол с геометрическими узорами, а из комнат слева от входа можно подняться в покои второго этажа. За атриумом находится просторный триклиний, где выставлены различные предметы быта и обстановки, сохранившиеся в этом доме.

Дом с обугленной мебелью

Этот дом является одной из старейших городских построек. В эпоху императора Клавдия он был обновлён и расписан фресками в третьем и четвёртом стиле. Из вестибюля можно попасть в помещение триклиния, украшенного фресками на архитектурные мотивы. Внутри него сохранились (хотя и порядком обугленные) обеденное ложе, деревянный стол и керамика. В дальнем конце атриума находится таблинум и комната, выходящая во внутренний дворик, где находятся имплювий для сбора дождевой воды и ларарий с лепными рельефами.

Самнитский дом

Это здание, датируемое концом II века до н. э. — одно из самых старых в городе. По бокам входа в дом стоят коринфские колонны из туфа, на которые опирается балкон второго этажа. За вестибюлем, расписанным фресками в первом стиле, которые имитируют мрамор разных оттенков, следует атриум. Вверху атриума устроена крытая галерея с ионическими колоннами, облицованными искусственным мрамором стукко, а по центру расположен имплювий для сбора дождевой воды. В доме выставлены некоторые обнаруженные в нём предметы — например, фрагмент статуэтки Венеры и деревянные ножки стола в форме собак. Искусно декорированные покои первого этажа и планировка второго свидетельствуют о том, что изначально дом принадлежал богатым горожанам, однако потом небольшие помещения наверху стали сдавать в аренду. Ранее в доме был сад, затем он отошёл соседнему дому с большим входом.

Дом с большим входом

Это здание названо в честь внушительного входа с кирпичными полуколоннами по бокам, которые венчают каменные коринфские капители с резными фигурками крылатых богинь победы. Особенностью этого дома является и отсутствие непременного атриума — комнаты расположены сразу по бокам вестибюля, смежного с внутренним двориком под открытым небом. Во дворике была устроена система терракотовых каналов, по которым дождевая вода попадала в резервуар. Внутренние покои дома расписаны фресками в четвёртом стиле. Так, на стене триклиния сохранилось живописное панно на тему мифа о Дионисе, а в вестибюле, среди фресок на архитектурные мотивы — изображение птиц, клюющих плоды вишни, и бабочек. Угол здания занимает торговая лавка, обособленная от остальных комнат, а значит, скорее всего, сдававшаяся в аренду.

Дом ткача

Судя по обрывкам ткани, обнаруженным в комнате первого этажа, в этом доме жила и работала семья ремесленника-ткача.

Инсула VI

Дом с чёрным залом

Красно-чёрные фрески дома с чёрным залом

Этот дом является одним из самых роскошных особняков Геркуланума. Он получил название в честь просторного зала, украшенного изысканными фресками в четвёртом стиле с изображениями на чёрном фоне. В комнате рядом с атриумом были обнаружены 20 восковых табличек с именем Венидия Эннихия (скорее всего, так звали хозяина дома). Из предметов интерьера хорошо сохранились деревянные двери и ларарий с миниатюрными деревянными колоннами, увенчанными капителями из мрамора.

Термы

Внутреннее помещение терм разделено на женскую и мужскую половины. Коридор от входа в мужское отделение ведёт на площадку, с трёх сторон окружённую аркадами, которая служила не только для занятия гимнастическими упражнениями, но и как место встреч или ожидания. Далее следует помещение аподитерия (античная раздевалка) со скамьями и полочками для одежды, ведущее в тепидарий и фригидарий — залы для тёплого и холодного омовения. Своды фригидария небесно-голубого цвета и разрисованы рыбами и морскими существами, которые, отражаясь в воде, создавали иллюзию купания в море. В тепидарии, где вода нагревалась посредством циркуляции горячего воздуха под полом, сохранились напольные мозаичные плиты с изображением тритона в окружении дельфинов. Из тепидария можно было попасть в помещение кальдария, где находились бассейны с горячей водой и ёмкости для контрастного омовения холодной водой.

Отделение женского кальдария

Женская половина терм, куда вёл отдельный вход с улицы, меньшего размера и скромнее украшена, однако лучше сохранилась. Из внутреннего дворика можно попасть в помещение аподитерия, рисунок мозаичных плит на полу которого изображает тритона в окружении четырёх дельфинов, осьминога и каракатицы. Помещение женского тепидария украшено напольными мозаиками с геометрическим узором и декоративными настенными панелями. Отделение женского кальдария освещалось через отверстие в своде. Примечательны и другие помещения терм — например, площадка для игры в мяч.

Дом с двумя атриумами

Это здание примечательно своей необычной планировкой — внутри него находятся два атриума, отделённые друг от друга таблинумом. Свод первого атриума опирается на четыре колонны, а из второго (левого) атриума можно попасть в крыло с жилыми помещениями.

Дом с тосканской колоннадой

Этот дом был построен из крупных блоков туфы ещё в самнитские времена, а после землетрясения 62 года был основательно перестроен — выходящие на улицу помещения были переделаны под торговые лавки. Дом примечателен своим перистилем, окружённым величественной крытой колоннадой тосканского ордера. Помещения комнат и триклиния расписаны фресками в третьем и четвёртом стиле.

Коллегия Августа

Фреска на стене коллегии Августа

Это квадратное в плане сооружение, своды которого опираются на четыре колонны, было посвящено императору Октавиану Августу, а также было местом заседания курии. Внутри находится святилище, где выполнялись обряды, связанные с почитанием императора. Пол выложен мозаичными плитами в технике opus sectile, а стены расписаны фресками в четвёртом стиле — с изображением Геркулеса, Юноны и Минервы с одной стороны и Нептуна и Амфитриты с другой. Справа находится маленькая комнатка, внутри неё было обнаружено тело привратника, лежащего на кровати.

Инсула VII

Дом Гальбы

Это здание примыкает к современному Эрколано, поэтому ещё не исследовано до конца. Внутри находится примечательный перистиль доримской эпохи с дорическими колоннами из туфа, облицованными искусственным мрамором стукко. Между колоннами устроен подиум.

Восточная инсула I

Дом с драгоценностью

Дом был назван в честь обнаруженного внутри него ювелирного украшения с выгравированным портретом Ливии, супруги Октавиана Августа. За атриумом, расписанным красно-чёрными фресками, находится помещение таблинума, отделённое рядом тосканских колонн. Далее следует кубикулум и терраса, ранее закрытая окнами. По узкому коридору справа от атриума можно попасть в кухню и уборную.

Дом с рельефом Телефа

Атриум дома с рельефом Телефа

Этот дом — один из самых больших в Геркулануме. Его необычная планировка обусловлена рельефом участка, на котором стоит здание. Вестибюль ведёт в атриум, пространство которого делится на три части двумя рядами колонн. В промежутках между ними подвешены круглые мраморные панели с рельефами театральных масок и сатиров. Впечатление от атриума, в глубине которого находится таблинум, усиливается из-за красного цвета стен и колонн. Слева от атриума расположены комнаты скромного вида и хлев с очень низким потолком.

Вторая часть дома, куда можно попасть по наклонному коридору рядом с таблинумом, расположена под углом и находится на более низком уровне. В этой части находится перистиль с колоннами, большим садом и прямоугольным бассейном посередине. Из перистиля имеются входы в три комнаты, богато облицованные мрамором. Ещё один коридор ведёт на террасу, обращённую к морю, а оттуда можно перейти в остальные покои, в том числе в зал, пол и стены которого роскошно декорированы разноцветным мрамором. Соседнее с ним помещение украшено рельефом (подарившим название дому) на тему мифа о Телефе.

Восточная инсула II

Пекарня

В пекарне выполнялись все работы цикла хлебопечения — от помола зерна до выпечки хлеба. Во внутреннем дворике до сих пор лежат два жернова из лавы, которые, судя по обнаруженным рядом костям, приводили в движение ослы. Кроме того, в пекарне имеются хлев и две уборные, а на втором этаже — жилые покои.

Палестра

На востоке города находится палестра — частная гимнастическая школа для мальчиков-подростков. Её центральную область занимает площадка под открытым небом размером 70?50 м с большим крестообразным бассейном, посреди которого ранее был установлен бронзовый фонтан в виде пятиглавой змеи, оплетающей дерево (сейчас его заменяет современная копия). С трёх сторон площадка окружена портиком с аркадами, а четвёртая (северная) сторона оканчивается криптопортиком, сводчатым коридором с окнами. Мраморная облицовка покоев, примыкающих к палестре, была повреждена при раскопках в XVIII веке, но две мраморные панели выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя.

Пригород

Южнее улицы Кардо V город ограничен крепостной стеной, за которой расположена возвышающаяся над пляжем большая террасная площадка, в опорах которой были высечены арки, использовавшиеся для хранения лодок. Здесь в 1982 году были найдены сотни скелетов людей, пытавшихся укрыться в этих древних аркадах.

На террасе расположены: справа (если стоять лицом к морю) священное место и слева терраса Нонио Бальбо, на которой расположены загородные термы.

Загородные термы

Загородные термы, вероятно, являлись даром городу от проконсула Нонио Бальбо — внутри строения когда-то стояла статуя и алтарь в его честь, а дом по соседству предположительно занимал сам проконсул. В целом эти термы — со сводчатым потолком и облицованными кирпичом стенами — очень хорошо сохранились. Вход с колоннами и опирающимся на них фронтоном ведёт в вестибюль, арочные своды которого покоятся на четырёх колоннах. Свет проникает в это помещение через слуховое окно на потолке. Внутри вестибюля на пилястре стоит статуя Аполлона, из которой когда-то била струя воды в стоящий ниже резервуар. В отличие от главных терм Геркуланума, загородные термы не разбиты на два отделения и использовались мужчинами и женщинами поочерёдно либо одновременно. Следующая комната почти полностью отдана под бассейн и служила сразу аподитерием и фригидарием. Далее следуют покои для встреч и ожидания с выстланным чёрным мрамором полом и мраморными же скамьями у стен, расписанных фресками. Оттуда можно было попасть в тепидарий с большим бассейном и затем в небольшой лаконик (парную). В кальдарии, где происходило горячее омовение, имеется и резервуар для холодной воды. Позади кальдария располагается префурний, топочное помещение.

На примыкающей к загородным термам террасе стоит мраморный жертвенник и позади него статуя Марко Нонио Бальбо.

Священное место

Здесь расположены храм Венеры и храм, посвященный четырем божествам (Минерве, Вулкану, Меркурию и Нептуну). Перед храмами расположены мраморные жертвенники.

За декуманусом

Базилика

Это здание было частично исследовано с помощью подземных ходов ещё в 1739—1761 годах. Запись внутри базилики свидетельствует о том, что оно было восстановлено после землетрясения 62 года на средства проконсула Нония Бальба. Стены базилики, разделённой колоннадами на три секции, были расписаны фресками, некоторые из которых теперь выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя, а другие безвозвратно утеряны. Внутри располагалось две экседры, на стенах которых находились изображения Тесея и Минотавра, Геркулеса и Телефа, а также множество мраморных и бронзовых скульптур — изваяния императоров, проконсула и членов его семьи. У входа в базилику стояли конные статуи проконсула и его сына.

Форум

Форум Геркуланума лежит за декуманусом. Большая квадратная арка отделяет облицованную мрамором и заставленную статуями площадь суда от рынка.

Театр

Театр Геркуланума вмещал около 2,5 тысяч зрителей (примерно половину населения города) и был богато декорирован. Изначально его окружало два ряда арок и колонн, а на верхнем ярусе полукругом стояли бронзовые статуи, изображающие знатных горожан и членов семьи императора. Сцена была вымощена ценным мрамором красного, жёлтого, пурпурного и чёрного цветов. К сожалению, первые непрофессиональные раскопки Геркуланума нанесли театру непоправимый ущерб — все статуи и любые мало-мальски ценные предметы искусства были вынесены со своих мест, и теперь вид театра далёк от первоначального. Кроме того, он по-прежнему погребён под слоем породы, и увидеть его руины можно лишь через туннели, проложенные в XVIII веке.

Вилла папирусов

Основная статья: Вилла папирусов Статуя танцовщицы из Виллы папирусов (коллекция Национального археологического музея Неаполя)

Эта роскошная загородная вилла, раскинувшаяся на площади 2 790 м?[11] и удалённая от Геркуланума на расстояние нескольких сотен метров, была открыта в конце 1740-х годов. Под руководством Карла Вебера она исследовалась на протяжении шести лет путём пробивания коридоров в породе, но в 1765 году из-за выхода газа раскопки были свёрнуты. Археологические работы возобновлялись в 1930-х и 1990-х годах, когда за восемь лет было очищено от породы около 10 % территории виллы. В 1998 году раскопки были приостановлены из-за нехватки средств[12].

Вилла была воздвигнута предположительно в I веке до н. э. и изначально имела гораздо более скромные размеры, но позже была достроена. В её западной части располагался просторный перистиль размером 90?35 м с бассейном по центру и десятками бронзовых и мраморных статуй. На территории виллы было установлено множество бюстов античных литераторов и государственных деятелей. Эти находки позволяют предположить, что владелец виллы был высокообразованным человеком и почитателем искусств. Возможно это был Пизон, отец супруги Цезаря по имени Кальпурния.

Наиболее впечатляющим открытием виллы является уникальная частная библиотека (единственная сохранившаяся библиотека времён античности) из 1 800 свитков папирусов с текстами на греческом, которые были сложены в корзинах и на полки ряда покоев. Учёные также предполагают, что в неисследованных областях виллы могут храниться свитки с утраченными текстами диалогов Аристотеля, пьес Софокла, Еврипида и Эсхила, и неизвестные книги «Истории от основания города», фундаментального труда Ливия[13].

Проблема сохранения города

Основная цель первых непрофессиональных раскопок Геркуланума состояла в поиске ценных объектов античного искусства, которые изымались со своих мест и передавались в частные коллекции. Информацию о том, где и в каком порядке они находились прежде, теперь невозможно восстановить. Вместе с тем объекты, которые, по мнению первых исследователей, не представляли ценности, были уничтожены или серьёзно повреждены. Кроме того, методы проведения археологических работ в XVIII веке были достаточно несовершенными, что тоже нанесло урон городу. В настоящее время серьёзную проблему представляет вандализм туристов, которые уносят обломки на память и пишут надписи на стенах и поверх древних фресок.

В 2001 году начал функционировать Проект сохранения Геркуланума[en] , деятельность которого совместно координируют Гуманитарный институт Паккарда[en], Британская школа в Риме и Археологическая инспекция Помпей. Основными задачами проекта являются реставрация и работы по снижению темпа разрушения городских построек, разработка долгосрочных методов их охраны, сохранение органических материалов, защита от голубей — хотя их помёт наносит ущерб отделочным материалам зданий, законодательство Италии запрещает отстреливать птиц, — а также создание документации и полного описания объектов.

Страна: 
OnMap: 

Ближайшие
Еще в этой стране