Глиптотека (Мюнхен)
Глиптотека в Мюнхене (нем. Munchener Glyptothek) — собрание древнегреческой и древнеримской скульптуры в собственности земли Бавария. Глиптотекой называют и само здание в Мюнхене, в котором размещается собрание. Шедеврами коллекции Глиптотеки по праву считаются Фавн Барберини и приобретённые в 1813 г. бесценные фигуры с фронтонов храма Афайи с острова Эгина, так называемые «эгинеты».
Новая глиптотека Карлсберга в Копенгагене была названа по примеру мюнхенской глиптотеки.
Здание
Здание Глиптотеки было возведено в северной части площади Кёнигсплац (нем. Konigsplatz) по приказу кронпринца Людвига, будущего короля Людвига I. Площадь Кёнигсплац возведена в 1815 году архитектором Лео фон Кленце по подобию античного форума по проектам Карла фон Фишера.
Интерьер Глиптотеки. 1900
Тринадцать залов прямоугольной, квадратной и круглой форм окружают внутренний двор, центральная часть здания возвышается над залами. Перед входом находятся двенадцать ионических колонн. Фронтонная группа над входом работы Иоганна Мартина фон Вагнера посвящена богине Афине, покровительнице пластических искусств. Внешние стены здания украшены скульптурами в нишах, окна здания обращены во внутренний двор. Скульптуры изображают мифических и исторических представителей искусств. На фасаде, обращённом к Кёнигсплац, находятся скульптуры Дедала, Прометея, Адриана, Перикла, Фидия и Гефеста. На западной и восточной стороне здания разместились скульптурные портреты зодчих эпохи Ренессанса и скульпторов-современников создания Глиптотеки (в том числе Торвальдсен и Канова), чьи произведения ранее экспонировались в зале Новейшего искусства, а позднее переместились в «Новую пинакотеку».
Во время Второй мировой войны здание Глиптотеки было разрушено и открылось для посетителей вновь в 1972 г. Созданные Петером Корнелиусом в 1820—1830 гг. знаменитые фрески с изображением древнегреческих богов оказались безвозвратно утерянными. Сохранились лишь отдельные фрагменты, а в Национальной галерее в Берлине хранятся эскизы к этим фрескам. Не был восстановлен после войны и Ассирийский зал, созданный фон Кленце в 1864 г. во внутреннем дворике музея. Восемь ассирийских рельефов и вавилонские львы в настоящее время находятся в экспозиции Государственного музея египетского искусства. Огромная колонна, установленная во внутреннем дворике, раньше в ряду других украшала вход в здание Античного собрания.
Коллекция
Собрание скульптур, мозаики и рельефов Глиптотеки охватывает период от архаики (ок. 650 г. до н. э.) до позднего Рима (ок. 400 н. э.). Своим существованием коллекция обязана в первую очередь королю Людвигу I, который ещё кронпринцем с 1804 г. занялся систематическим приобретением произведений античной скульптуры. Мартин фон Вагнер, советник Людвига по вопросам искусства, приобрёл в 1813 г. «Фавна Барберини» в Риме и «эгинетов» — ценнейшие фронтонные фигуры из эгинского храма Афайи в Греции. Лео фон Кленце на аукционе в Париже в 1815-16 гг. приобрёл обнаруженные в Риме изображения богини Эйрены и Диомеда, а «Илионей» из пражской коллекции Рудольфа II Людвиг приобрёл для своей коллекции в Вене в 1814 г. сам. Затем последовали дальнейшие приобретения, как, например, в 1853 г. — «Аполлон Тенейский» и так называемый «мюнхенский курос». Приобретённый в 1938 г. знаменитый «Дискобол из Эсквилина» («Дискобол» Мирона) через десять лет под давлением американских оккупационных властей был возвращён в Италию.
Архаический период (700—490 гг. до н. э.)
Основные произведения этого период — ранне-греческие статуи юношей, в частности «мюнхенский курос» (юноша из Аттики, ок. 540 г. до. н. э.) и «Аполлон Тенейский» (юноша из Коринфа, ок. 560 г. до н. э.), а также эгинеты (фронтонные фигуры из храма Афайи на острове Эгина, ок. 500 г. до н. э.)
«Мюнхенский курос»
«Аполлон Тенейский»
Эгинет из храма Афайи
Скульптурная группа. Центральный фронтон храма Афайи
Классический период (490—323 гг. до н. э.)
К наиболее известным экспонатам этого периода относятся изображения Гомера (460 г. до н. э.), статуя Диомеда (430 г. до н. э.), «Медуза Ронданини» (440 г. до н. э.), надгробная стела Мнесарет (380 г. до н. э.), статуя Эйрены (370 г. до н. э.), статуя Александра Великого («Александр Ронданини») (ок. 338 г. до н. э.) и статуя коленопреклонённого юноши Илионея (ок. 320 г. до н. э.).
«Гомер»
«Диомед»
«Медуза Ронданини»
Надгробная стела Мнесарет
«Эйрена»
«Александр Ронданини»
Эллинистический период (326—146 гг. до н. э.)
Этот период в экспозиции музея представляет всемирно известный «Фавн Барберини» (220 г. до н. э.). К этому же периоду относятся известные римские копии греческих скульптур: «Мальчик с гусем» (ок. 250 г. до н. э.) и «Старая пьяница» (ок. 200 г. до н. э.).
«Фавн Барберини»
«Мальчик с гусем»
«Старая пьяница с лагиносом»
Римская скульптура (150 г. до н. э. — 400 г. н. э.)
В классическом римском стиле выполнена «Голова юноши» из бронзы (начало н. э.). В Глиптотеке представлена обширная коллекция римских бюстов, среди них — наиболее известные Мария и Суллы (ок. 40 г до н. э.), а также императора Августа (ок. 40 г н. э.), Нерона (65 г н. э.), Септимия Севера (200 г. н. э.) и его супруги Юлии Домны (195 г. н. э.). Одна из статуй с ремнём от щита возвеличивает принца Домициана (75 г н. э.).
Бронзовая голова юноши
Марий
Сулла
Император Август
Нерон
Септимий Север
Юлия Домна
Домициан
Античность в мюнхенском Ареале искусства
Собрание Глиптотеки дополняют античные вазы, изделия из бронзы и золота в Античном собрании. Произведения греко-римской скульптуры, появившиеся в Египте после его завоевания эллинами, находятся в Государственном музее египетского искусства. Копии знаменитых скульптур античности из других музеев мира размещаются в Музее копий классической скульптуры с восточной стороны площади Кёнигсплац.
Временные экспозиции в Глиптотеке
- «Bunte Gotter»
Опубликовано пользователем Valeratal