Государственный музей авиации Украины (укр. Державний музей авіації України) — крупнейший музей технического профиля на территории Украины. Находится в Киеве около аэропорта Жуляны.
Открыт для посетителей 30 сентября 2003 года накануне празднования 100-летия мировой авиации и 80-летия авиации Украины. В настоящий момент является структурным подразделением Национального авиационного университета.
Его побратимами являются Музей польской авиации (г. Краков), головной отраслевой Музей истории гражданской авиации России (г. Ульяновск) и Национальный музей авиации и космонавтики США.
На территории площадью 20 гектаров собрано около 70 экспонатов: вертолётов, ракетоносцев, истребителей, учебно-тренировочных и пассажирских самолётов.
Экспозиция
Самолёты
Производитель Модель Тип Серийный/регистрационный/бортовой номер Авиакомпании, которым принадлежал Примерная дата поступления в фонды музея Особенности экспоната. Интересные факты.
Анатра
Анатра-Анасаль |
— |
— |
— |
— |
Реплика
Wright
|
Флайер-1 (самолёт братьев Райт) |
— |
— |
— |
— |
Реплика. Хранится в ангаре музея.
Aero
|
L-29 |
— |
— |
— |
— |
—
L-39
|
— |
33 Жёлтый |
— |
— |
—
КБ Антонов
|
Изделие 181 |
Экспериментальный самолёт |
CССР-190101 |
— |
— |
—
Ан-2
|
Поршневой пассажирский самолёт |
UR-54812, серийный номер 1G184-19 |
ARP 410 |
— |
—
Ан-24Б
|
Турбовинтовой пассажирский самолёт |
CCCP-46245, серийный номер 77303203 |
Аэрофлот |
— |
—
Ан-24Б
|
CCCP-46801, серийный номер 57302010 |
Аэрофлот |
— |
—
Ан-24Б
|
UR-46569, серийный номер 87304710 |
— |
— |
—
Ан-26
|
Турбовинтовой транспортный самолёт |
22 |
— |
— |
—
Ан-28
|
Лёгкий двухмоторный турбовинтовой транспортно-пассажирский самолёт |
— |
— |
2013 |
На реставрации
Ан-30
|
Самолёт воздушного наблюдения и аэрофотосъёмки |
UR-30005 (заводской 14-06) |
— |
2012 |
—
Ан-71
|
Самолёт ДРЛО |
СССР-780361 |
Аэрофлот |
16.10.2010 |
Один из 3-х произведённых самолётов такого типа
КБ Бериева
|
Бе-6 |
Многоцелевая летающая лодка |
43 Жёлтый |
318 ОМПЛАП ВВС Черноморского флота СССР |
лето 2009 |
—
Бе-12
|
Противолодочный самолёт-амфибия |
35 Жёлтый |
ВМС Украины |
— |
—
КБ Ильюшина
|
Ил-14Г [1] |
Поршневой пассажирский самолёт |
CCCP-52036, серийный номер 704103 |
Аэрофлот |
— |
—
Ил-18А
|
Турбовинтовой пассажирский самолёт |
CCCP-75634, серийный номер 187000101 |
Аэрофлот |
— |
Старейший борт этого типа в мире. Является вторым прототипом (бывшая регистрация СССР-Л5812 «Москва»). Отличается от серийных иной формой носового обтекателя, расположениями иллюминаторов, размером входных дверей и наличием двигателей НК-4.
Ил-62
|
Турбореактивный пассажирский самолёт |
CCCP-86696, серийный номер 21205 |
Аэрофлот |
— |
—
Ил-76
|
Турбореактивный военно-транспортный самолёт |
UR-UCI (бывший CCCP-76511), серийный номер 083414444 |
Ukraine Cargo Airways |
— |
Хранящийся в музее Ил-76Т (СССР-76511) был построен в 1978 году в Ташкенте. Эксплуатировался в Шереметьево. В 1980 году совершил грубую посадку в Праге приведшую к деформации планера, после чего был списан и передан как учебное пособие в КИИГА. Самолёт перекрашен в цвета Ukraine Cargo Airways и нанесен регистрационный номер UR-UCI в память о погибшем экипаже самолёта Ил-76Т c/n 0083481440, разбившегося в Эритрее 17 июля 1998 года.
Ил-86
|
Турбореактивный широкофюзеляжный пассажирский самолёт |
СССР-86000, серийный номер 0101 |
Аэрофлот |
— |
К концу лётной «карьеры» был переоборудован в многоцелевую летающую лабораторию. Пассажирского салона никогда не имел. Оборудован противоштопорными парашютами, шахтой аварийного покидания кабины экипажа. Двери по правому борту выполнены в качестве защитных аэродинамических щитков (для покидания самолёта в полете). Вопреки распространённому ошибочному мнению, существует всего одна машина с бортовым номером СССР-86000, при этом в Ле Бурже демонстрировался также и третий летный прототип: СССР-86003.
КБ Микояна
|
МиГ-15 УТИ |
Учебно-тренировочный самолёт |
31 Красный |
— |
— |
Макет, передан с киностудии им. Довженко
МиГ-17Ф
|
Фронтовой истребитель |
77 Красный |
— |
— |
—
МиГ-19
|
Истребитель |
— |
— |
— |
—
МиГ-21ПФМ
|
Истребитель-перехватчик |
21 Красный |
— |
— |
—
М-21М
|
Самолёт-мишень |
45 Белый |
— |
— |
—
МиГ-23БМ
|
Истребитель-бомбардировщик |
05 Красный |
— |
— |
—
МиГ-23МЛ
|
Многоцелевой истребитель |
54 Красный |
— |
— |
—
МиГ-25РБ
|
Сверхзвуковой разведчик-бомбардировщик |
06 Голубой |
— |
— |
Самолет этого типа 6 сентября 1976 года был угнан лётчиком ВВС СССР Виктором Беленко в Японию (г. Хакодате)
МиГ-27
|
Сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик |
57 Красный |
— |
— |
—
МиГ-29 (9-13)
|
Фронтовой истребитель |
31 |
— |
— |
Принадлежал Васильковскому крылу ПВО, перед отправкой в музей содержался на стоянке военной кафедры НАУ, где был перекрашен.
МиГ-29 (9-13)
|
06 Белый |
— |
— |
В настоящий момент перекрашен в оригинальную схему.
КБ Сухого
Су-7Б
|
Истребитель-бомбардировщик |
серийный номер 52-18 [2] |
— |
— |
—
Су-15ТМ
|
Истребитель-перехватчик |
16 Синий |
— |
— |
1 сентября 1983 года самолет этого типа, пилотируемый Геннадием Осиповичем, сбил южнокорейский пассажирский самолёт Боинг 747
Су-17УМ
|
Учебно-тренировочный истребитель |
80 Синий, серийный номер 5703 |
— |
— |
—
Су-20
|
Истребитель-бомбардировщик |
06 Красный, серийный номер 17532351902 |
— |
— |
—
Су-24
|
Фронтовой бомбардировщик |
56 Коричневый |
— |
— |
—
Су-25
|
Штурмовик |
105 Красный |
— |
— |
—
КБ Туполев
АНТ-7 (Р-6)
|
Разведывательный самолёт |
— |
— |
— |
Найден на Камчатке в разбитом виде Евгением Коноплёвым. Восстановлен на заводе 410ГА при участии КБ Туполева. Хранится в ангаре НАУ. В настоящее время — последний сохранившийся самолёт этого типа.
Ту-104
|
Турбореактивный пассажирский самолёт |
CCCP-Л5415, серийный номер 6350102 |
Аэрофлот |
— |
Первый серийный самолёт семейства Ту-104, старейший экземпляр этого типа в мире. Был оборудован представительским салоном.
Ту-134А
|
CCCP-65743, серийный номер 2351605 |
Аэрофлот |
— |
—
Ту-134А
|
CCCP-65601, серийный номер 6350003 |
Аэрофлот |
— |
Третий прототип семейства Ту-134. Использовался для испытаний двигателей Д-30-2 (позже использовались на Ту-134А) и ТА-8-АПУ.
Ту-134 УБЛ
|
Учебно-тренировочный самолёт |
43 |
185 ТБАП |
— |
—
Ту-154
|
Турбореактивный пассажирский самолёт |
CCCP-85020, серийный номер 71A020 |
Аэрофлот |
— |
—
Ту-22 М0
|
Сверхзвуковой бомбардировщик средней дальности |
156 |
— |
— |
Первый из 10 построенных самолётов этого типа
Ту-22 М2
|
20 |
— |
— |
—
Ту-22 М3
|
96 BLUE |
185 ТБАП |
— |
В 1993 году был представлен на авиасалоне Фарнборо, где за его штурвалом побывали король Саудовской Аравии, Герцог Эдинбургский и Командующий ВВС стран НАТО в Северной Европе трёхзвёздочный генерал Джон Джампер
Ту-142 М3
|
Турбовинтовой дальний противолодочный самолёт (вариант Ту-95) |
85 Чёрный, серийный номер 8601903 |
— |
— |
—
КБ Яковлева
Як-3
|
Истребитель |
09 Белый |
— |
— |
Собран из деталей самолёта Як-18Т, принимал участие в съёмках фильма В бой идут одни «старики»
Як-18ПМ
|
Пилотажный самолёт |
— |
— |
— |
—
Як-28У
|
Учебно-тренировочный самолёт |
03 Белый, серийный номер 89319084 |
— |
— |
—
Як-38
|
Палубный штурмовик ВВП |
46 Жёлтый, серийный номер 0104, заводской номер 7977864503511 |
— |
— |
—
Як-40
|
Турбореактивный пассажирский самолёт |
— |
— |
— |
—
Вертолёты
Производитель Модель Тип Серийный/регистрационный/бортовой номер Авиакомпании, которым принадлежал Примерная дата поступления в фонды музея Особенности экспоната
ОКБ Камов
|
Ка-25ПЛ |
Противолодочный вертолёт |
36 |
— |
— |
—
Ка-27ПЛ
|
03 |
— |
— |
—
Ка-26
|
Многоцелевой вертолёт |
UR-CAU |
— |
— |
—
КБ Миля
|
Ми-1 |
CCCP-02299 |
— |
— |
Передан с киностудии им. Довженко
Ми-2
|
UR-23943 |
— |
— |
—
Ми-4
|
CCCP-48983 |
— |
— |
Передан с киностудии им. Довженко
Ми-6
|
Тяжёлый транспортный вертолёт |
78 |
— |
— |
—
Ми-8
|
Многоцелевой вертолёт |
04 |
— |
— |
—
Ми-14
|
Противолодочный вертолёт |
53 |
— |
—
Ми-24А
|
Многоцелевой ударный вертолёт |
32 |
— |
— |
—
Ми-24Д
|
07 |
— |
— |
—
Ми-26
|
Многоцелевой транспортный вертолёт |
64 Чёрный |
— |
— |
—
Беспилотные аппараты и вооружение
В музее представлена широкая номенклатура ракетного и бомбового вооружения самолётов и вертолётов — авиабомбы ФАБ-9000, ФАБ-5000, ФАБ-3000, ФАБ-500, ФАБ-250 и ракеты Х-22 «Буря», состоявшие на вооружении ракетоносцев Ту-22М. Также в экспозиции представлены беспилотные летательные аппараты Ту-141 и Ту-143, предназначенные для оперативно-тактической разведки, и пусковые установки данных БПЛА.
Планы расширения коллекции
Ан-124 — первый прототип — СССР-680125 (1953050101) Ан-22 — первый прототип, трехкилевой — UR-64459 (5340101) Ан-28 — третий прототип — СССР-19754 (01-01) Ан-74 — первый (он же третий) прототип — СССР-72003 (01-03) Ту-16 — Прилуки Ту-160 — Полтава Ту-22КП — Полтава Ту-95МС — Полтава Су-15УМ — Полтава Также на территории музея находится в разобранном и некомплектном состоянии самолёт Ил-28. В настоящий момент реконструируется МиГ-25РБС
Проезд к музею, адрес, режим работы и стоимость посещения
Дни и время работы: среда — воскресенье,
с 1 апреля - по 30 октября: 10.00-19.00
с 1 ноября по 31 марта: 10.00-17.00
вход в музей (на 01.04.2014)
Взрослый билет - 30 грн. Школьники, ветераны труда - 10 грн. Студенты - 20 грн. осмотр вертолёта Ми-8 — 5 грн. осмотр вертолёта Ми-26 — 5 грн. осмотр самолёта Ту-154 — 5 грн. самолет Ту-134УБЛ — 10 грн. осмотр самолёта Ил-62 (учебный класс) — 5 грн. фотосъёмка — 10 грн. видеосъёмка — 40 грн. Адрес г. Киев, ул. Медовая, 1 тел./факс +38 044 451-83-14, 451-83-24 (экскурсии)
e-mail:info@aviamuseum. com. ua
Проезд
Маршрутное такси № 220, до конечной остановки «Улица Медовая». Едет от станций метро Харьковская, Позняки, Осокорки, Славутич, Демиевская. Периодичность движения около 15 мин. Возможна пересадка на 220 маршрут в районе Севестопольской площади с маршрутных такси №№ 185, 196, 205, 227, 231, 239, 302, 368, 401, 404, 438, 455, 463, 482, 496, 499, 517, 518, 550, 565 (на маршрутках указан номер 213), 570, 805, троллейбусов №№ 8, 21, 22, 40, которые курсирует из различных точек правобережного Киева и Троещины.
Для маршрутных такси №№185, 196, 220, 231, 463, 550, троллейбусов №№ 21, 40 — возможно ехать до остановки «Улица Фёдора Эрнста», после чего — идти согласно указателям по ул. Народного ополчения в сторону увеличения номеров домов до ул. Медовая (идти около 15 минут).
Смотри также
Музей в Монино Музей гражданской авиации в Ульяновске |