Капелла волхвов
Капелла
Капелла волхвовCappella dei Magi
: 43°46?30 с. ш. 11°15?21 в. д. / 43.7751361° с. ш. 11.2558833° в. д. / 43.7751361; 11.2558833 (G) (O) (Я)
Капелла волхвов (итал. Cappella dei Magi) — знаменитая капелла в палаццо Медичи-Риккарди (Флоренция), расписанная художником Беноццо Гоццоли в 1459-60 годы на сюжет прибытия волхвов в Вифлеем, в образе которых изображены члены семьи Медичи и многие их современники.
История создания
Письма свидетельствуют, что художник беспрекословно слушался заказчика, Пьеро Медичи. Роспись покрывает все стены сплошным ковром, она задумывалась не как цикл фресок, а как единая декорация, непрерывно развёртывающаяся по стенам капеллы[1].
Описание капеллы
Фрески прекрасно согласуются с прекрасной архитектурной отделкой — работа Микелоццо. Коринфские пилястры из серого песчаника, которые обрамляют абсиду, позолочены. Позолочен и деревянный кассетированный потолок с резьбой, раскрашенный в белое, синее и красное. Пол выложен узорами из мрамора.
Роспись покрывает все стены сплошным ковром, она задумана не как цикл фресок, а как единая декорация, непрерывно развертывающаяся по стенам капеллы. Она начинается прямо от карниза потолка, заканчиваясь на уровне спинок деревянных скамей (выполнены по рисунку Джулиано да Сангалло, ок. 1465).
Фресковый цикл
Смысловой центр капеллы — алтарь, где расположен алтарный образ работы Филиппо Липпи «Рождество» (Мария, поклоняющаяся Младенцу с Иоанном Крестителем и Бернардином Сиенским — патронами дома Медичи). Прямо над ней Беноццо написал символы 4-х евангелистов (сохранились два), а на боковых стенах абсиды — сонмы ангелов, поющих славу новорожденному. На узких простенках над входами в жертвенник и дьяконник — буколические пейзажи с пастухами, пришедшими поклониться Младенцу.
Мадонна пастухов и поклонение ангелов:1. Пастухи. 2. Ангелы. 3. «Рождество» Филиппо Липпи. 4. Ангелы. 5. Пастухи
Западная стена Южная стена Восточная стена
Процессия Старого короля
Три остальные стены капеллы опоясывает непрерывная фреска, изображающая нескончаемое многолюдное шествие, возглавляемое тремя волхвами. Вифлеемская звезда, которая указывает им путь, изображена прямо на потолке капеллы. Вместо традиционной темы Поклонения с принесением даров, художник выбрал более редкую тему — их путешествия, которая здесь приняла форму триумфальной процессии, своей роскошью и шумной светскостью контрастирующей с мистической задушевностью образов в алтаре. Легенда предстает здесь как торжественная литургия с пышным славословием заказчикам — семье Медичи и их родной земле. Райские кущи, населенные ангелами — это стилизованные мотивы тосканского пейзажа окрест Флоренции.
Навстречу посетителю, когда он входит в капеллу, справа от края стены движется длинный кортеж, извиваясь змеёй сверху вниз, из глубины на передний край. В процессию включено не менее 150 фигур. Процессия началом и концом смыкается у алтаря, уходя своими краями из поля зрения и образуя как бы непрерывное кольцо. Тесное пространство молельи иллюзорно раздвигается вширь пейзажными фонами. В пейзажах мелькают охотничьи сценки, отчего фреска отчасти напоминает сцену торжественного выезда двора на охоту. Стиль Гоццоли консервативен, с оглядкой на Джентиле да Фабриано, интернациональную готику и Пизанелло.
Персонажи шествия
Опубликовано пользователем Valeratal