Королевские музеи изящных искусств (Брюссель)
Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе (фр. Musees royaux des Beaux-Arts de Belgique, нидерл. Koninklijke Musea voor Schone Kunsten van Belgie) — художественный музей в Брюсселе, располагающий значительной коллекцией живописи и скульптуры, находящиейся в собственности бельгийского государства. В состав Королевских музеев входит расположенные рядом с королевским дворцом Музей старого искусства и Музей современного искусства, а также Музей Антуана Вирца и Музей Константина Менье в Икселе.
История
Во время оккупации Австрийских Нидерландов французскими революционными войсками в 1794 г. в Брюсселе началась конфискация произведений искусства. Конфискованное складировалось и частью перевозилось в Париж. Оставшиеся художественные ценности послужили основой учреждённого Наполеоном Бонапартом в 1801 г. в Брюсселе музея, впервые открывшего свои двери публике двумя годами позже во дворце австрийского штатгальтера. В последующие годы некоторые произведения искусства из этой коллекции были отправлены в Париж. Все конфискованные ценности вернулись из Парижа в Брюссель только после низложения Наполеона. С 1811 г. музей поступил в собственность города Брюсселя. С возникновением при короле Вильгельме I Объединённого Королевства Нидерландов фонды музея значительно расширились. В 1835 г. король Леопольд I принял решение о создании теперь уже в бельгийской столице национального музея бельгийских художников. Семью годами позже городская и королевская коллекции были объединены и получили в 1846 г. название Королевских музеев живописи и скульптуры Бельгии. А за год до этого в музее возник отдел современного искусства.
В 1887 г. открылось новое здание музея на Rue de la Regence / Regentschapsstraat, созданное по проекту Альфонса Балата, в котором разместился отдел старого искусства. Собрание произведений XIX в. осталось на прежнем месте во дворце Габсбургов. Лишь почти через 100 лет к музею было пристроено здание для разросшейся коллекции искусства XX в.
Музей старого искусства
Фламандская коллекция
В собрании Музея старого искусства находится около 1 200 произведений европейского искусства, охватывающих период с XIV по XVIII вв. В основе коллекции — произведения фламандской живописи, почти все фламандцы представлены своими значимыми работами. К наиболее известным полотнам относятся «Благовещение» Робера Кампена, «Пьета» и два портрета Рогира ван дер Вейдена, несколько картин Дирка Боутса на религиозные темы, Петруса Кристуса и Хуго ван дер Гуса, несколько портретов и «Мученичество св. Себастьана» Ганса Мемлинга, «Мадонна и дитя» и триптих лёвенского братства Св. Анны Квентина Массейса и «Венера и Амур» и два портрета донаторов Мабюза.
Робер Кампен. Благовещение. 1420-1440
Рогир ван дер Вейден. Портрет Антона Бургундского. 2-я треть XV в.
Дирк Баутс. Алтарь Правосудия: Суд Оттона. 1470-1475
Ганс Мемлинг. Портрет Барбары ван Вленденберг. Ок. 1480
Ганс Мемлинг. Портрет Виллема Морееля. Ок. 1480
Ганс Мемлинг. Мученичество св. Себастьяна. 1470-1480
Питер Брейгель Старший, Питер Пауль Рубенс и Якоб Йорданс, Антонис ван Дейк представлены многочисленными полотнами.
Произведения Брейгеля в Королевских музеях: «Падение восставших ангелов», «Поклонение волхвов», «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», «Перепись в Вифлееме», «Пейзаж с падением Икара и зеваками».
Творчество Рубенса, представленное в Музее старого искусства, составляют среди прочего «Христос и блудница», этюд с головами негров, «Поклонение мудрецов», «Несение креста», «Мученичество св. Ливиния», «Мученичество св. Урсулы», «Пейзаж с охотой Аталанты», «Портрет Петруса Пекиуса (?)», «Чудо св. Бенедикта», «Падение Икара», «Падение титанов» и «Коронование Девы Марии».
В Музее старого искусства находятся следующие картины Якоба Йорданса: «Восхваление Помоны», «Св. Мартин исцеляет одержимого», «Сусанна со старцами», «Пан и Сиринкс», «Сатир и крестьяне».
Ван Дейк представлен в Королевских музеях «Портретом Жана-Шарля делла Фай», «Портретом скульптора Франсуа Дюкенуа», «Портретом генуэзской дамы и её дочери», «Ринальдо и Армида» и «Распятием Христа».
Питер Брейгель Старший. Падение восставших ангелов. 1562
Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566
Питер Пауль Рубенс. Падение титанов. 1637-1638
Питер Пауль Рубенс. Коронование девы Марии. 1-я половина XVII в.
Питер Пауль Рубенс. Избиение младенцев. 1611-1612
Питер Пауль Рубенс. Мудрость победоносной войны и раздоры. 1632-1633
Якоб Йорданс. Сатир и крестьяне. 1620
Антонис ван Дейк. Портрет Франсуа Дюкенуа. 1-я треть XVII в.
Кроме этого во фламандской коллекции Музея старого искусства хранятся «Свадьба» Питера Брейгеля Младшего, «Кладовка» и «Охота на оленя» Франса Снейдерса, «Выпивохи во дворе» Адриана Браувера, «Фламандская ярмарка», «Игроки в карты» и натюрморт Давид Тенирса Младшего.
Франс Снейдерс. Охота на оленя. 2-я четверть XVII в.
Адриан Браувер. Выпивохи во дворе. 1631-1632
Давид Тенирс Младший. Натюрморт. 1645-1650
Голландская коллекция
Голландская коллекция Королевских музеев скромна, но отличается качеством представленных экспонатов. Сюда относятся изображение детей и несколько портретов Франса Халса, «Портрет Николааса ван Бамбеека» работы Рембрандта, «Общий стакан» Питера де Хооха, «Трапеза» Габриэля Метсю и «Вид на Харлемское море» Якоба ван Рейсдаля.
Франс Халс. Трое детей с козлом и тележкой. Ок. 1620
Иероним Босх. Распятие с донатором. 1480-1485.
Французская и итальянская живопись
Французскую живопись представляют Клод Лоррен с его «Энеем на охоте на оленей на берегу Ливии», Юбер Робер с «Фонтаном и колоннадой в парке» и Жан-Батист Грёз с «Портретом Жоржа Гугено де Кроисси (?)». В музее представлены итальянские живописцы венецианской школы: «Святая Дева с дитя» и «Св. Франциск» Карло Кривелли, «Мученичество св. Марка» Якопо Тинторетто, «Божественные добродетели» Джамбатиста Тьеполо и ведута Франческо Гварди.
Лукас Кранах Старший
В музее хранится помимо «Адама и Евы» и «Венеры и Амура» известнейший «Портрет доктора Шейринга», который в Германии прочно ассоциируется с банкнотой в 1000 немецких марок, на которой он был изображён.
Карло Кривелли. Св. Франциск. Ок. 1470
Лукас Кранах Старший. Портрет доктора Шейринга. 1529
Музей современного искусства
Основу коллекции XIX в. в Музее современного искусства составляют работы бельгийских художников. Наряду с традиционными работами Антуана Йозефа Вирца следует выделить скульптуры Константина Менье, многие из которых изображают рабочих и шахтёров. В музее хранится «Саломея» Альфреда Стевенса, наиболее известного представителя бельгийского импрессионизма. В музее представлены также такие известные работы, как «Русская музыка» Джеймса Энсора и «Нежность сфинкса» Фернана Кнопфа.
Среди живописных шедевров XIX в., представленных в музее, особо выделяются «Смерть Марата» Жака Луи Давида, «Вергилий, читающий „Энеиду“ семье императора Августа» Жана Огюста Доминика Энгра, «Пейзаж Орнана» Гюстава Курбе и «Портрет Луизы Ризенер и Евы Каллимаки-Катарги(?)» Анри Фантен-Латура. Французская живопись конца XIX в. представлена «Портретом Сюзанны Бамбридж» Поля Гогена, «Весна» Жоржа Сёра, «Бухта» Поля Синьяка, «Два ученика» Эдуара Вюйара, пейзаж Мориса Вламинка и скульптура Огюста Родена «Кариатида», «Портрет крестьянина» Винсента ван Гога (1885 г.) и «Натюрморт с цветами» Ловиса Коринта.
Фернан Кнопф. Искусство, или нежность сфинкса. 1896.
Жан Луи Давид. Смерть Марата. 1793
Поль Гоген. Портрет Сюзанны Бамбридж. 1891
Винсент ван Гог. Портрет крестьянина
В музее собрана обширная коллекция произведений бельгийских сюрреалистов. Магритт представлен в музее своими «L’homme du large», «Le joueur secret», «Империей света», «Le demon de la perversite», «Le galet» и «La reponse imprevue», Поль Дельво — «Le couple», «Пигмалионом» и «Train du soir» — типичным для этого художника сюжетом железной дороги. Музей хранит «L’armee celeste» Макса Эрнста и самое популярный экспонат этого раздела музея — «Искушение св. Антония» Сальвадора Дали.
Музеи художников
В пригороде Брюсселя Икселе находятся два музея художников, входящих в состав Королевских музеев. Музей Антуана Вирца открылся публике еще в 1868 г., а Музей Константина Менье был включен в состав Королевских музеев с 1978 г.
Опубликовано пользователем Valeratal