Кусково

: 55°44?07 с. ш. 37°48?26 в. д. / 55.73528111° с. ш. 37.80749000° в. д. / 55.73528111; 37.80749000 (G) (O) (Я)

Усадьба Кусково — бывшее имение графов Шереметевых, где сохранился архитектурно-художественный ансамбль XVIII века. Расположен на востоке Москвы на территории района Вешняки.

Включает дворец, построенный во второй половине XVIII века в стиле классицизма; регулярный, украшенный скульптурой парк с павильонами: «Грот», «Оранжерея» (проекты крепостного архитектора Ф. С. Аргунова, вторая половина XVIII в.), «Эрмитаж» (вторая половина XVIII в.), «Итальянский» (XVIII в.) и «Голландский» (XVIII в.) домики.

Усадьба состояла из трёх частей: запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». С наибольшей полнотой сохранился архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части.

Центром ансамбля является дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров с произведениями русского и западноевропейского изобразительного искусства; дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы — Шереметевых.

История усадьбы

Вид на Дворец и церковь с колокольней

Впервые Кусково упоминается в конце XVI века и уже как владение Шереметевых. В 1623—1624 годах здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1917 года.

Изначально в данном районе Шереметевым принадлежал всего один небольшой участок, "кусок", как называл его граф Борис Петрович Шереметев. А все земли в округе принадлежала влиятельному князю Алексею Михайловичу Черкасскому.

Расцвет усадьбы связан с именем Петра Борисовича Шереметева, сына и наследника знаменитого фельдмаршала петровской эпохи, первого российского графа Бориса Петровича Шереметьева.

В 1750—1770-х годах в Кусково была создана обширная усадьба с дворцом, многими «увеселительными затеями», большим парком и прудами. Создание этого выдающегося ансамбля тесно связано с именами крепостных архитекторов Фёдора Аргунова и Алексея Миронова. Архитектурный комплекс создан в барочно-рокайльном стиле середины XVIII в.

В 1774 году был сооружён дворец, доминирующий в архитектурной композиции. Его планировка отвечает модному анфиладному расположению интерьеров, двери всех помещений находятся на одной оси, комнаты раскрываются одна за другой. Все помещения господского дома последовательно объединены в три композиционные группы.

Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей были выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приёмов собирала до 30 тысяч гостей.

Достойным обрамлением дворцового комплекса является французский регулярный парк с красивыми прудами и мраморной скульптурой.

В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы, а с 1938 года была объединена с музеем керамики, единственным в России. С 1960 года в черте Москвы[1].

Архитектурный ансамбль усадьбы

Большой дом (1769—1775)

Дворец

Дворец — главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове. «Большой дом», как называли дворец в XVIII веке, строился в 1769—1775 годы и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время. Построенный из дерева в традициях русского зодчества, он имеет два этажа — парадный и антресоли, на высоком каменном цоколе, где размещались винные погреба и хозяйственные помещения. Архитектор дворца точно не установлен. Есть предположения, что его спроектировал Карл Бланк; прежде называлось даже имя французского академика Девальи.

У входа в Большой дом усадьбы

Архитектура усадебного дома, выстроенного в стиле раннего русского классицизма, вместе с тем, типична для каменных дворцовых построек второй половины 18 в. Его фасад украшают три колонных портика: центральный — самый большой и торжественный, фронтон которого заполнен пышной резьбой по дереву вокруг вензеля «PS» под графской короной; боковые портики с лучковыми (полукруглыми) фронтонами украшены резными военными атрибутами. К парадному входу дворца ведет центральный марш белокаменной лестницы и пологие пандусы — спуски для въезда карет. Пандусы фланкируют фигуры сфинксов — фантастических существ с женскими головами и львиными туловищами.

Итальянский домик (1755)

Sight symbol black.svg памятник архитектуры (федеральный) Герб России Объект культурного наследия РФ № 7710966005№ 7710966005Был выстроен в 1754—1755 годах под руководством Ю. И. Кологривова, получившего архитектурное образование в Риме. В структуре усадебных праздников Итальянский домик выполнял роль дворца для «малых приемов». И, одновременно, в убранстве павильона находил отражение характерный для XVIII века интерес к собиранию «раритетов», редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея.

Голландский домик (1749)

Голландский домик

Голландский домик - находящийся на берегу пруда двухэтажный садовый павильон с кухней на первом этаже и гостиной на втором. Согласно указанной на фасаде дате, строительство домика началось в 1749 году. Строение возведено в лаконичном стиле голландских построек XVII века, в том же стиле выполнена отделка внутренних помещений керамической плиткой. Несмотря на то, что домик представляет собой имитацию голландского жилища, он использовался хозяевами по прямому назначению. Беседки и сад с огородом расположенные вокруг павильона были призваны создавать иллюзию улицы находящийся на берегу канала. Похожий домик есть в другой подмосковной усадьбе, Вороново.

Павильон «Грот» (1755—1761/75)

Грот в Кускове

Одно из самых интересных сооружений в Кускове — Грот, построенный в 1755—1761 годах под руководством Ф. Аргунова. Каменный павильон в стиле барокко на трехступенчатом цоколе щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами. Стены Грота оформлены цветным стеклом и известковым туфом. По замыслу архитектора Грот должен был олицетворять стихию камня и воды.

Павильон Эрмитаж (1765—1767)

Павильон в годы расцвета усадьбы был предназначен только для избранных — друзей хозяина поместья, которые хотели бы уединиться во время балов, которые устраивал граф Шереметев, На второй этаж можно было попасть только с помощью механического лифта. Первый этаж предназначался для прислуги — подача напитков, закусок и прочего осуществлялась изящным подъёмным механизмом — столом. В начале 1980-х при реконструкции исторического облика была восстановлена оградка по периметру крыши и статуя на куполе. Но до реконструкции павильон выглядел более изящно.

Прочие постройки

Кусково. Партер и оранжерея. 1761-1762 гг. Архитектор Ф. С. Аргунов. Гравюра П. Лорана.

    Большая каменная оранжерея (1761—1763) Вольер для птиц (современная реконструкция) Менажереи (современная реконструкция) Церковь Спаса Всемилостивого (1737—1739) и колокольня (1792). Кухонный флигель (1756—1757). Каретный сарай и сушилка (II половина XIX века). Американская оранжерея (современная реконструкция). Швейцарский домик (1870-е). Воздушный театр (1763). Домик управляющего (1810).

Усадьба в наши дни

Для осмотра открыты архитектурно-парковый ансамбль усадьбы и Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Московским правительством планировалось зафиксировать для усадьбы статус «Особо охраняемые природные территории Москвы»[2].

В усадьбе и лесопарке проходили съёмки таких популярных фильмов, как «Ширли-Мырли» (1995) и «Здравствуйте, я ваша тётя!» (1975), где Голландский домик был представлен как жилище полковника Чеснея. В Кускове также снимались исторические телесериалы «Виват, гардемарины!», «Тайны дворцовых переворотов», «Институт благородных девиц», «Тайны института благородных девиц» и другие.

Фотографии

Страна: 
OnMap: 

Ближайшие