Палаццо Норманни
Замок
Норманнский дворец (Королевский дворец)Palazzo dei Normanni (Palazzo Reale)
Palazzo dei Normanni, буквально «Норманнский дворец») или Палаццо Реале (итал. Palazzo Reale, буквально «Королевский дворец») — бывшая резиденция сицилийских королей и вице-королей, расположенная на окраине исторической части Палермо. Самой известной частью дворца является Палатинская капелла.
История строительства
Первые строения на месте Палаццо Норманни принадлежали финикийцам, затем здесь существовали древнеримские укрепления. В IX веке арабы, овладевшие Палермо в 875 году, основали на месте античных развалин свою крепость, известную как Дворец эмиров. В арабскую эпоху здание было одной из крепостей, контролировавших Палермо, а резиденция эмиров располагалась в самом городе — в нынешнем квартале Кальса.
В 1072 году норманны овладели Палермо, и Роберт Гвискар обустроил свою резиденцию во Дворце эмиров. Его племянник Рожер II превратил бывшую арабскую крепость в королевский дворец. При Рожере II к дворцу были пристроены четыре башни — Пизанская (или святой Нинфы), Красная (ит. итал. Torre Rossa), Греческая и Джоария, при его сыне Вильгельме I Злом — башня Киримби. Из перечисленных башен до настоящего времени сохранилась только первая. При Рожере II во дворце была обустроена и освящена частная королевская часовня — Палатинская капелла.
Расцвет Норманнского дворца связан с именами внука Рожера II — Фридриха II, при котором дворец стал императорской резиденцией, и Манфреда. После гибели династии Гогенштауфенов Палермо утерял свой столичный статус, и вплоть до XVI века дворец был обычной крепостью. Большинство интерьеров эпохи Отвилей и Гогенштауфенов было утеряно.
С начала XVI века испанские вице-короли Сицилии поселились в Норманнском дворце. В течение XVI — XVII веков дворец был значительно расширен и перестроен. В 1616 году при вице-короле Вильене дворец обрёл новый парадный фасад, выходящий на нынешнюю Пьяцца Виктория. В 1581-1584 годах был обустроен изящный Фонтанный двор (итал. Cortile della Fontana), в 1598-1601 годах — обширный двор Македа, носящий имя ещё одного вице-короля. Северной стеной двора Македа стал южный фасад Палатинской капеллы. В 1735 году при короле Карле Бурбонском была сооружена монументальная лестница, соединившая двор Македа с королевскими покоями на третьем этаже.
Начиная с 1947 года, в Палаццо Норманни заседает Региональная ассамблея — парламент автономной области Сицилия. В настоящее время Палатинская капелла является музеем, а в определённые дни посетителей допускают и в парадные залы третьего этажа дворца.
Основные достопримечательности
Фасад
Вид с Пьяцца Виктория Пизанская башня (св. Нинфы)
Западный и юго-западный фасады, выходящие на современную Пьяцца Индепенденца, сохранили свой первоначальный арабо-норманнский вид. С этих сторон дворец представляется крепостью, с маленькими окнами-бойницами. Единственным украшением являются типичный для арабо-норманнского стиля узор из ложных арок.
Из первоначальных башен дворца сохранилась только одна — Пизанская (итал. Torre Pisano) или святой Нинфы (итал. Torre di Santa Ninfa). Предположительно, именно в этой башне был заключён заговорщиками 9-11 марта 1161 года Вильгельм I Злой с семьёй. В 1791 году Джузеппе Пиацци обустроил в башне университетскую астрономическую обсерваторию.
Юго-восточный фасад, выходящий на Пьяцца Виктория, представляет собой типичное ренессансное итальянское палаццо. Здесь находится основной вход в правительственные учреждения.
Интерьеры
Самой известной частью дворца является Палатинская капелла. Помимо неё от норманнских времён сохранились ещё два помещения. Самым известным является зал Рожера, традиционно связываемый с именем Рожера II, но на самом деле исполненный в царствование его сына Вильгельма I Злого. Зал украшен роскошной золотой мозаикой на нетипичные для норманнской Сицилии светские темы, в основном здесь представлена охота. Среди пальм, апельсиновых и лимонных деревьев попарно изображены различные животные, в том числе львы и леопарды. В царствование Фридриха II в своде зала и малых арках появились имперские двуглавые орлы. Еще одно помещение — зал Оруженосцев — было случайно открыто во время реставрационных работ в начале XX века. В этом помещении находятся четыре вмурованных в пол кувшина — предположительно место, где сицилийские монархи хранили свою казну.
Из королевских апартаментов третьего этажа наиболее известен зал Геркулеса, плафон которого, изображающий вознесение Геркулеса, был исполнен местным художником Джузеппе Веласкесом.
Опубликовано пользователем Valeratal