Пантеон (Париж)
Достопримечательность
Пантеон: 48°50?46 с. ш. 2°20?45 в. д. / 48.84611° с. ш. 2.34583° в. д. / 48.84611; 2.34583 (G) (O) (Я)
Пантеон (значения).
Пантеон (фр. Pantheon) — архитектурно-исторический памятник, образец французского классицизма в Латинском квартале 5-го округа Парижа, Франция. Первоначально церковь св. Женевьевы, позже — усыпальница выдающихся людей Франции.
Надпись на входе в Пантеон гласит: «Великим людям благодарная отчизна» (фр. AUX GRANDS HOMMES LA PATRIE RECONNAISSANTE).
История
См. также: Аббатство Святой Женевьевы
Кратко
Помпезное здание в стиле зрелого классицизма было построено на территории аббатства Святой Женевьевы архитектором Ж. Суффло, взявшим пример с римского Пантеона. Строительство велось по обету короля Людовика XV, который поклялся в случае своего выздоровления от тяжёлой болезни выстроить в аббатстве новый храм. Фундамент был заложен в 1758 г., и здание было закончено учеником Суффло в 1789 г.
Ко времени завершения храма король был свергнут, и революционное правительство распорядилось о превращении церкви в мавзолей великих французов.
Церковь св. Женевьевы
Церковь св. Женевьевы всегда пользовалась большим уважением парижан: в ней хранились мощи святой и рака. Тут же были похоронены Хлодвиг, первый из королей, принявших христианскую веру, его жена и дочь. Раку св. Женевьевы украсили в 1242 г. и поставили под главный престол, затем опять переделали — из чистого серебра — и вызолотили. Под церквью оберегалось подземелье со сводами, где ещё во времена гонений на христиан собирались на молитву.
Аббатство и церковь св. Женевьевы несколько раз грабили и жгли норманны — в 846, 884 и 892 гг.; каждый раз восстанавливали, а полностью отстроили в XIII—XIV вв. Церковь была украшена кардиналом Ларошфуко мрамором и образами. Во времена заразных болезней и бедствий в городе раку святой торжественно обносили по городу, начиная с 1229 г.
Людовик XV
Первый проект Ж. Суффло
Людовик XV задумал перестроить церковь с основания и сам заложил первый камень в 1764 г., изменив начальное расположение храма и саму архитектуру, бывшую тогда в употреблении в Париже. Архитектор ввёл колонны, отдельные и большого диаметра, как внутри, так и снаружи. Его план своей лёгкостью и красотой заслужил общее одобрение и напоминал греческие и римские храмы.
Храм должен был представлять греческий крест, длиной в 104 м, считая преддверие, и в 76 м ширины между стен; посредине возвышался купол в 23 м, поддерживаемый внутри четырьмя столбами, столь лёгкими, что едва можно было различать их между отдельными колоннами, составлявшими 4 отделения креста. Такая же лёгкость являлась и в круглых сводах здания, где с большим искусством сделали просветы в разных направлениях, которые своими переливами света производят разнообразный и приятный эффект. Высота от пола до рамы верхнего просвета посреди свода — 52 м.
Строительные трудности
Крестообразное здание Пантеона увенчано куполом диаметром 23 метра
Оставалось закончить мраморный пол, как заметили несколько отколов и небольших трещин в столбах, держащих купол, и в соседних колоннах: тяжесть сводов подавляла слабые подпоры и угрожала скорым разрушением здания. Необходимо было приспособить новые поддуги, сделать опоры столбами и некоторым образом испортить внутренний вид здания, которое уже полагали оконченным после непрерывных 40-летних трудов и более 15-миллионной издержки.
Опытные архитекторы уже предвидели эту беду и подавали записки, где доказывали, что здание устоять не может. Патт (Pierre Patte, 1723—1814) ясно показал, от чего произошло повреждение. Правительство распорядилось о создании комиссии, к которой присоединись художники, и которая удостоверилась, что купол и три свода сложены искусно и предусмотрительно; что железных связей достаточно, что кладка правильная и из лучшего камня, и в верхней части церкви нет повреждений, хотя поддерживающие её нижние столбы осели и треснули. Значит, недостатком были непрочность и дурная постройка столбов.
После заключения комиссии занялись исправлением и предупреждением разрушения, не портя внутренного расположения и не прибавляя столбов или колонн, чтобы не нарушить гармонию плана. Управлять работами поручили Ронделе (Rondelet, 1743—1829) в конце 1770 г.; он переделал купол и своды, оставаясь верным плану Суффло.
Французская революция
В революцию назначение храма переменилось: под названием Пантеона его посвятили великим мужам Франции. Были сделаны перемены в расположении, и под сводами его подземельных галерей похоронили прах Вольтера, Руссо и затем Марата; позже Марата выкинули. Гробницы Вольтера и Руссо были вначале деревянными и раскрашенными, с сусальной позолотой, но быстро сгнили. Путешественник Н. С. Всеволожский[1] удивлялся, почему Франция присвоила себе и Руссо, великого писателя, но швейцарца.
Первая империя
В правление Наполеона Пантеон возвратили религии, он опять назывался церковью св. Женевьевы. Император распорядился хоронить в подземелье его верховных чиновников империи и тех редких мужей, что прославились своими дарованиями, геройскими подвигами или примерной храбростью. Место им отвели в другой стороне и далеко от Вольтера и Руссо, которые и после смерти, кажется, не могут примириться и сблизиться, а потому лежат в противоположных сторонах: один — по правую сторону от входа, а другой — по левую.
Реставрация
При Людовике XVIII продолжали отделывать церковь. Потолок расписывал барон Гро (Gros, 1771—1835). Четыре картины по истории Франции, начиная от Карла Великого, были спланированы так, чтобы четвёртая была посвящена Наполеону; но после его падения художник изобразил на ней возвращение Бурбонов, искусно поместив на облаках Людовика XVI, его супругу и сына.
После революции 1830 г. церковь опять была обращена в Пантеон.
В 1851 г. в Пантеоне по инициативе президента Второй республики Луи Бонапарта (будущего Наполеона III) [2] была осуществлена публичная демонстрация эксперимента с маятником Фуко.
Внутри парижского Пантеона, панорамный вид
Захоронения
В Пантеоне захоронены (список в порядке даты захоронения):
Год захороненияв Пантеоне Имя Описание
1791
1791
1792
1793
1793
1794
1794
1806
1806
1807
1807
1807
1807
1808
1808
1808
1808
1808
1808
1809
1809
1809
1809
1809
1809
1809
1810
1810
1810
1810
1810
1811
1811
1811
1811
1811
1811
1812
1812
1813
1813
1813
1813
1813
1814
1814
1814
1815
1815
1829
1885
1889
1889
1889
1894
1907
1907
1908
1920
1924
1933
1948
1948
1949
1949
1952
1964
1987
1988
1989
1989
1989
1995
1995
1996
1998
1998
2002
2011
Опубликовано пользователем Valeratal