Пхукет
Пхукет
Индийского океана. От перешейка Кра его отделяет пролив Пакпхра (тайск. ?), ширина которого в самом узком месте составляет около 410 метров. Остров вытянут с севера на юг почти на 50 километров при наибольшей ширине до 21 километра.
Основную территорию острова Пхукет занимают низкогорья высотой до 500 метров, окружённые на юге пологими равнинными участкам, а на севере и северо-востоке — литоралями с обширными мангровыми зарослями, составляющими основу уникальных экосистем. Холмы и горы острова представляют собой южную оконечность горной гряды Пукет, протянувшейся вдоль перешейка Кра более чем на 200 километров. В соответствии с новейшими исследованиями[11], в свою очередь она является продолжением значительно более обширной горной системы Тенассерим[en], формирующей основную часть Индо-Малайской горной системы, которая начинается в отрогах Тибета и пролегает через перешеек Кра вплоть до полуострова Малакка.
Около 70 % площади острова покрывают возвышенности. На оставшихся 30 %, в основном, в центре и на юге, лежат низменные равнины. Возвышенности разделяются на отдельные массивы глубокими, до половины их высоты, поперечными проходами. С западной стороны склоны являются обычно более крутыми. В северной части острова отдельные массивы имеют пологое понижение высот в западном направлении.
Как правило, в качестве высочайшей вершины Пхукета называют гору Майтхау-Сипсонг, буквально, ‘Двенадцать тростинок’, по официальным данным поднимающуюся над уровнем моря на 529 метров. Тем не менее, многими источниками это первенство оспаривается, и в качестве максимального значения высоты приводятся цифры от 482-х[12] до 515-ти метров над уровнем моря. Вероятнее всего, на это звание может претендовать гора Кхуанва (тайск. ?), высота которой предположительно составляет 545 метров[12] над уровнем моря. Её вершина находится в 1 700-х метрах к юго-западу от водопада Катху (тайск. ?).
Равнинные территории острова заняты плотной городской застройкой и плантациями гевеи и кокосовых пальм, а в горных районах острова до сих пор распространены участки реликтовых тропических лесов, взятые под охрану государства. Здесь, например, расположен Центр охраны, развития и распространения живой природы Кхаупхратхэу (тайск. ?), под защитой которого находится 2 333 гектара джунглей[13]. Главными вершинами этого национального парка являются Кхау-Пхратхиу (тайск. ?), высотой 384 метра, Кхау-Бангпэ (тайск. ?), высотой 397 метров, и Кхау-Пхара (тайск. ?), высотой 441 метр. Созданный в 1981-м году на северо-западном побережье Пхукета национальный морской парк Сири-Нат (тайск. ?) оберегает территорию площадью более 90 квадратных километров. Из них 68 квадратных километров (76 %) приходятся на морскую акваторию, а 22 квадратных километра (24 %) — на сухопутную часть парка[14]. Пляжи, расположенные на территории национального морского парка Сири-Нат, и в частности, пляж Най-Янг (тайск. ?), имеют огромное значение в качестве места гнездования морских черепах.
Прибрежные низменности северной и северо-восточной части острова плавно переходят в поверхности осушки, занятой манграми. Часто они бывают разделены довольно широкими приливно-отливными каналами, напоминающими небольшие эстуарии или затопленные долины.
Изрезанные бухтами берега западного и восточного побережий имеют иные морфологические черты. На побережье юго-восточной части острова на узких мысовых выступах, разделяющих открытые бухты, можно встретить узкие скальные бенчи, расположенные на уровне приливов. Их ширина не превышает 10 метров, но на самих мысах низкие и узкие скальные платформы могут выдаваться в море на десятки метров.
На западном побережье острова береговая линия представляет собой довольно правильное чередование широких и открытых бухт и мысовых выступов. Бухты могут внедряться в сушу на глубину до 5-ти километров, тогда как выступы имеют более скромные размеры, но часто продолжаются в море небольшими островами. Мысовые выступы и небольшие острова около них сложены кристаллическими породами. В глубине бухт располагаются довольно широкие песчаные пляжи, нередко ограниченные невысокими береговыми уступами. На берегах зачастую можно видеть либо скальные выступы с гладкими выпуклыми поверхностями, либо крупные округленные блоки, обособленные от скального массива. Эти микроформы рельефа с гладкими скальными поверхностями располагаются и выше береговой зоны, вплоть до склонов низкогорья на высотах 100 и более метров[15].
Среди девяти рек, таких как Кхлонг-Бангъяй (тайск. ?), Клонг-Тхачин (тайск. ?), Кхлонг-Тхарыа (тайск. ?) и Кхлонг-Бангрон (тайск. ?), нет ни одной сколь-нибудь значительной.[16]
Соседние провинции
Пхангнга
Андаманское море
Андаманское море
Карта пляжей и островов Пхукета
Острова провинции Пхукет
В состав провинции входит остров Пхукет и окружающие его 32 небольших острова[17]. Острова, расположенные в западной части залива, сложены кристаллическими породами гранитного состава, а острова, расположенные в глубине залива, — известняками. Это обстоятельство обусловливает широкое распространение наружного тропического карста, порою формирующего фантастические пейзажи.
Провинция Пхукет, отстоящая на 863 километра к югу от Бангкока, занимает территорию площадью примерно 576 км, при этом площадь острова Пхукет составляет около 543 км. В числе других, наиболее крупных, можно назвать остров Сире (тайск. ?), площадью 8,8 км, остров Лон (тайск. ?), площадью 4,77 км, острова Рача-Ной (тайск. ?) и Рача-Яй (тайск. ?), площадью, соответственно, 3,06 км и 4,5 км, Мапхрау (тайск. ?), площадью 3,7 км, и Накха?-Яй (тайск. ?), площадью 2,08 км[18].
Большинство из этих островов являются обитаемыми, главным образом, по причине регулярного посещения их отдыхающими, которые служат главным источником заработков местного населения. На них есть гостиницы, как правило, обеспечивающие основные удобства, а также начинается развитие туристической инфраструктуры. Сире?, например, считается не только вторым по площади, но и наиболее населённым островом провинции, вслед за Пхукетом.
К северо-западу от Пхукета расположены Симиланские острова, к юго-востоку — архипелаг Пхи-Пхи (тайск. ?), а у южного побережья есть несколько островов кораллового происхождения. К близлежащим островам, включая острова Пхи-Пхи и Тапу (тайск. ?), который известен ещё как «Остров Джеймса Бонда», с Пхукета организовываются однодневные поездки. Экскурсии на острова Симиланского архипелага занимают несколько дней и, как правило, возможны в составе групп аквалангистов.
Пляжи острова Пхукет
Пхукет приобрёл невероятную популярность и известность как морской курорт мирового значения в главной мере благодаря своим великолепным пляжам, достаточно широким, протяжённым и покрытым очень мелким белым песком. Большая часть пляжей расположена на западном, юго-западном и южном побережье острова.
Одним из самых популярных туристических районов является пляж Патонг (?), название которого переводится с тайского языка как ‘банановый лес’. Главные торговые центры, модные магазины и рестораны, развлекательные центры, увеселительные заведения и ночные клубы Пхукета расположены именно здесь. Притом, что район продолжает стремительно развиваться. В результате, большинство гостиниц расположено в глубине острова, иногда на расстоянии нескольких километров от побережья, а в период высокого и пикового туристических сезонов пляж бывает переполнен отдыхающими.
Другие, почти столь же посещаемые пляжи, расположены к югу от Патонга. В их числе Карон (?), Ката (?), Ката?-Ной (?), а далее на юг — пляжи Найхан (?) и Равай (?)[19].
К северу от Патонга расположены пляжи Камала (?), Сурин (?), Бангтхау (?), Най-Янг (тайск. ?) и некоторые другие. Как правило, они менее застроены, менее шумны и многолюдны, чем Патонг. Им отдают предпочтение семьи с детьми, путешественники старшего возраста и люди, стремящиеся к более спокойному и размеренному отдыху. Некоторые из пляжей северной части Пхукета, в частности, пляж Най-Янг, расположены на территории национального морского парка Сири-Нат.
Климат
Климат Пхукета является тропическим муссонным, то есть, имеется чёткое разделение года на два сезона: сухой и влажный. Сухой сезон приходится на период с ноября по апрель, а влажный длится с мая по октябрь. Температура практически неизменна в течение всего года.
В период муссонов характерны продолжительные осадки высокой и средней интенсивности. Преобладает сплошная облачность. Минимальная продолжительность солнечного сияния приходится на июль и сентябрь. В это время нередки дни, когда дождь может не прекращаться большую часть дня.
В сухой период вероятность дождей крайне низка, но они не исключены. В это время осадки можно характеризовать как непродолжительные ливневые. Преимущественно преобладают в утренние часы. Очень короткие (от нескольких минут до получаса), мощные дожди сменяются ярким солнцем. Облачность слабая или отсутствует.
С июня по август на большинстве пляжей западного и юго-западного побережий Пхукета возникают сильные подводные течения, что делает их крайне небезопасными для купания и занятий подводным плаванием. Наличие красного флага на пляже означает, что купание связано с риском для жизни, поэтому в качестве альтернативы благоразумнее воспользоваться бассейном на территории гостиницы.
Климат провинции Пхукет
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 35,5 36,2 37,5 36,8 36,0 35,0 34,0 34,5 33,3 33,9 33,4 33,5 37,5
Средний максимум, °C 31,8 32,9 33,5 33,4 32,0 31,6 31,2 31,2 30,7 30,9 31,0 31,2 31,8
Средняя температура, °C 27,9 28,7 29,3 29,5 28,4 28,3 27,8 27,9 27,3 27,4 27,5 27,6 28,1
Средний минимум, °C 23,3 23,7 24,3 24,8 24,5 24,5 24,2 24,4 23,9 23,8 23,8 23,7 24,1
Абсолютный минимум, °C 17,8 17,1 18,5 21,1 20,7 20,5 21,0 20,7 21,2 21,0 19,8 17,2 17,1
Норма осадков, мм 29,8 20,9 49,1 121,9 319,4 268,9 290,5 272,6 399,0 309,6 175,7 59,4 2316,8
Источник: Королевский тайский Департамент метеорологии
Административное деление
Административное деление провинция Пхукет
В состав провинции Пхукет входят три района (ампхе), в свою очередь, подразделяющихся на 17 сельских поселений (тамбонов), объединяющих 103 деревни (мубанов):
№п. п. Название района (ампхе) Площадь, км[20] Население, чел.[21]
1
2
3
Территория провинции поделена на девять муниципальных районов, называемых в Таиланде тхесабан (тайск. ?). Столица провинции Пхукет имеет статус тхесабан накхон (тайск. ?), то есть столичного муниципалитета. Главный туристический центр Пхукета, город Патонг (тайск. ?), как и город Катху (тайск. ?), обладают статусом тхесабан мыанг (тайск. ?), или городских муниципалитетов, поскольку в каждом из них проживает более 50 000 жителей.
Остальные шесть муниципалитетов соответствуют статусу районных, иначе — тхесабан тамбон (тайск. ?), а именно: Карон (тайск. ?), Тхеп-Красаттри (тайск. ?), Ченгтхале (тайск. ?), Расада (тайск. ?), Равай (тайск. ?) и Вичит (тайск. ?).
Те районы Пхукета, которые не имеют муниципальных статусов, управляются девятью административными организациями тамбонов.
Экономика
Паровая драга «Эчинис» (Echeneis), 1953 г. Подобные суда вели добычу руды в прибрежных водах Пхукета в начале прошлого века. Бар на Патонг-бич, остров Пхукет, Таиланд
Начиная с XVI-го века, основой экономики острова стала добыча олова, где преимущественно были заняты китайские иммигранты. Отрасль оказала колоссальное влияние на все сферы жизни Пхукета, даже на формирование его нынешнего рельефа и очертаний побережья. На суше разработка месторождений велась открытым способом, в результате чего пейзаж был буквально усеян сотнями отвалов, а в прибрежных водах, начиная с 1907-го года, использовались драги, что привело к резкому углублению дна и изменению береговой линии. С появлением нержавеющих сталей олово стало утрачивать, а с открытием синтетических материалов и вовсе потеряло своё значение как материала, используемого для предотвращения коррозии металлов. К тому же, запасы руды на острове были почти полностью истощены. В результате, разработка стала нерентабельной и последняя шахта на Пхукете была закрыта в 1992-м году[22].
Плантация гевеи бразильской на острове Пхукет
В 1903-м году, с появлением первых плантаций гевеи бразильской (Hevea brasiliensis), экономика острова получила новый толчок в своём развитии. Сегодня под них отведено более 30 % территории Пхукета[23], а Таиланд, по состоянию на 2010-й год, вышел на первое место в мире по производству натурального каучука[24]. Возделывание обширных плантаций вызвало новую волну иммиграции, которая призвана была восполнить огромную потребность в трудовых ресурсах. Большинство работников этой сферы сегодня составляют мусульмане-малайцы[23].
Сегодня благосостояние Пхукета основывается на двух столпах — производстве каучука и туризме. По данным на 2011-й год, остров посетило 5 895 997 иностранных и 2 375 725 тайских туристов[25]. В сравнении с 2010-м годом, туристический поток при этом увеличился на 78,16 %. Существенную роль в этом играют российские туристы, число которых в Таиланде с 2009-го года ежегодно увеличивается в среднем на 35-40 %[26].
Начавшееся в середине 1970-х годов с великолепных песчаных пляжей западного побережья, развитие туристической индустрии привело к формированию таких крупных курортных зон, как Патонг (тайск. ?), Карон (тайск. ?) и Ката (тайск. ?). К 2004-му году здесь действовало 579 гостиниц разного класса, число которых сократилось после разрушительного цунами 26-го декабря 2004-го года до 528[27]. По планам Министерства туризма и спорта Таиланда (?), в период 2006—2015-го годов ежегодный рост гостиничного фонда в среднем прогнозировался на уровне 4 %. К марту 2011-го года количество номеров достигло 42 498 и должно увеличиться к 2015-му году ещё на 5 080 единиц[28]. В настоящее время, по данным компании «ТрипЭдвайза» (TripAdvisor), на острове работает 614 гостиниц[29].
В 2013-м году Таиланд был назван журналом «Форбс» (Forbes) в числе десяти лучших стран для проживания на пенсии[30]. По некоторым оценкам, сегодня до 30 000 иностранцев постоянно живут на Пхукете[31].
Туризм
Пляж Патонг на Пхукете
До начала периода затяжной рецессии в металлургической промышленности в 1972-м году туризм не имел для экономики острова никакого значения. И, несмотря на то, что до недавнего времени Пхукет вносил в общегосударственную копилку гораздо больше, чем многие другие провинции, он оставался для всего мира своего рода «Неизвестной Южной землёй». Дорог с твёрдым покрытием на юге Таиланда почти не было, а грунтовые дороги в период дождей попросту делалось непроходимыми; нередки были случаи нападения грабителей. Единственным, относительно надёжным, средством сообщения оставался морской транспорт[32].
В середине 1960-х годов, благодаря реализации основной программы дорожного строительства и открытию 7-го июля 1967-го года моста Сарасин (?), началось регулярное сухопутное сообщение с островом. Конец 1960-х и начало 1970-х годов были отмечены строительством целого ряда гостиниц, ставших пионерами в развитии туризма в этом регионе. В 1973-м году Туристическое управление Таиланда принялось за разработку генерального план развития туризма на Пхукете, который, в конечном итоге, завершился открытием местного отделения этой организации в 1977-м году[32]. Уже к середине 1970-х годов журнал «Ньюсуик» (Newsweek) перечислял Пхукет в числе мест, где путешественники смогут найти «что-то неизведанное и особенное»[33].
Сегодня благосостояние Пхукета основывается на двух столпах — производстве каучука и туризме. По итогам 2011-го года, остров посетило 5 895 997 иностранных и 2 375 725 тайских туристов[25]. Притом, в сравнении с 2010-м годом, туристический поток увеличился на 78,16 %.
Рост популярности острова как места отдыха вынудил в 2012-м году компанию ООО «Аэропорты Таиланда» (Airport of Thailand Public Co.,Ltd.) вложить в расширение международного аэропорта Пхукета 185,7 миллиона долларов США. В 2015-м году, по окончании реконструкции, обслуживаемый ежегодный пассажиропоток возрастёт с 6,5 до 12,5 миллионов человек[34]. Ныне Пхукет переживает период интенсивной урбанизации. Здесь продолжают активно строиться гостиницы. Тем не менее, ощущается дефицит гостиничных мест. Особенно востребованными остаются гостиницы и гостиничные курорты высшего уровня (4 и 5 звёзд), о чём говорят результаты исследования предпочтений иностранных туристов, проведённого Министерством туризма и спорта Таиланда в 2011-м году[35]. К 2015-му году число номеров должно вырасти на 5 080[34] с нынешних 42 498.
Помимо пляжного отдыха, туристов привлекают на остров культурные и исторические достопримечательности, возможность совершения недорогих покупок, богатый подводный мир Андаманского моря, поля для гольфа мирового уровня, а также находящийся под официальным запретом секс-туризм[35].
На острове есть несколько музеев:
- Национальный музей Таланга музей Тай Хуа музей горного дела музей морских раковин
Гольф-клуб в Таиланде
Практически одновременно, вслед за Паттайей, где в 1975-м году начал свою работу первый в Таиланде профессиональный центр подводного плавания с аквалангом, на Пхукете появились любители этого вида спорта. Остров стал базой для экспедиций на Симиланские острова, вошедшие в рейтинги лучших мест погружений в мире по версиям многих авторитетных изданий[36], а также другие острова Андаманского моря. Точная статистика посещений Пхукета любителями подводного плавания с аквалангом отсутствует, но по некоторым данным[37] Таиланд ежегодно посещает более полутора миллионов аквалангистов. Для сравнения, остров Тау (?) каждый год принимает до 300 000 аквалангистов[38].
В 1989-м году по проекту тайского гольф-архитектора СукиттиКлангвисая (?; Sukitti Klangvisai) на Пхукете сооружено первое гольф-поле «Пхукет Кантри Клаб» (Phuket Country Club)[39]. Территория подверглась полной рекультивации, карьеры были превращены в озёра, а отвалы — в зелёные холмы. Ужасающий антропогенный пейзаж, сформировавшийся вследствие добычи оловянной руды и столетиями обезображивавший остров, обратился в его уникальное и неоспоримое достоинство. Успех этого проекта вызвал стремительный рост числа гольф-полей на Пхукете, многие из которых соответствуют высшим мировым стандартам и становятся хозяевами престижных мировых турниров. Сегодня гольф ежегодно привлекает на Пхукет сотни тысяч игроков. По оценкам некоторых экспертов в 2013-м году королевство посетит 850 000 гольфистов, которые принесут стране доход примерно в 3,7 миллиарда долларов[40]. При сохраняющихся темпах роста, в 2015—2016-м годах Таиланд выйдет на первое место в мире по количеству гольф-туристов, опередив в этом рейтинге Испанию.
Население
По состоянию на 31 декабря 2012-го в провинции Пхукет проживало 390 905 человек[41]. Эти данные учитывают только официально зарегистрированных лиц, постоянно проживающих в провинции. Однако на время высокого и пикового сезона, в период с ноября по апрель, население провинции существенно увеличивается за счёт сезонных рабочих, приезжающей на заработки как из других провинций Таиланда, так и из соседних стран[42]. Считается, что около 20 % жителей Пхукета являются иностранцами[43], поэтому необходимо добавить к расчётам от 35 000 до 50 000 туристов, ежемесячно посещающих остров, постоянно проживающих здесь предпринимателей, пенсионеров, а также владельцев недвижимости, остающихся на острове большую часть года. Таким образом, фактическое население провинции может значительно превышать официальные данные.
Как и количественный, этнический состав населения провинции неоднороден и непостоянен. Тем не менее, можно выделить несколько основных групп, в числе которых тайцы, китайцы, малайцы, урак-лавой, бирманцы, лао, кхмеры, европейцы и американцы.
Первыми поселенцами на острове, вероятнее всего, были представители народности урак-лавой, или чхау-ле (тайск. ?), иначе — «морские цыгане», как называют их в Таиланде. Они традиционно вели кочевой образ жизни, путешествуя от острова к острову и занимаясь рыбным промыслом и добычей других природных ресурсов в восточной части Индийского океана. В период с мая по ноябрь, в сезон муссонов, чхау-ле избегали нахождения в море и строили временные жилища в одной из выбранных бухт. Как только ресурсы оказывались исчерпанными, группа, как правило, насчитывающая несколько больших семейств, покидала деревню и перемещалась в другое место, давая природе возможность отдохнуть и восстановиться. Традиционными верованиями «морских цыган», очень тесно связанными с природными стихиями, являются различные формы анимизма. У чхау-ле существует множество подгрупп, но все они с достоинством подчёркивают своё этническое происхождение, и, несмотря на очень значительное тайское культурное влияние, продолжают придерживаться своих традиций, обычаев, верований и языка.
Наиболее почитаемым из двадцати девяти буддистских храмов острова Пхукет является Ват-Чалонг.
Тайцы являются наиболее многочисленной этнической группой провинции, постепенно заселявшей Пхукет и близлежащие острова, начиная с XVI века. Однако этот процесс стал особенно заметен в конце прошлого века, вместе с началом экономического расцвета провинции. Подавляющее большинство тайцев, до 94,6 %[44], исповедует буддизм тхеравады.
Вторая по численности этническая группа, сегодня составляющая почти 35 % населения провинции, — китайцы[45]. Её большинство составляют потомки выходцев из китайской провинции Фуцзянь, перебравшихся на Пхукет в середине XVIII века для работы на оловянных рудниках. Постепенно, ассимилировавшись тайской культуре и занявшись коммерцией, из разряда дешёвой рабочей силы они сформировали основу сословия негоциантов и сегодня контролируют подавляющую часть розничной и оптовой торговли. Многие из прежних владельцев шахт ныне имеют процветающий туристический бизнес, управляют гостиничными сетями, гольф-клубами и обширными девелоперскими проектами.
Малайцы, австронезийский мусульманский народ, также составляют значительную часть населения Пхукета. Будучи выходцами из Индонезии и Малайзии, они принесли с собой специфическую культуру, преобладание которой особенно заметно на юге Таиланда, в том числе на Пхукете, в районах их компактного проживания. Деревни малайцев расположены вокруг пляжа Сурин, в тамбоне Koкэу (тайск. ?) и в некоторых других частях провинции. Их основным занятием на Пхукете является рисоводство и возделывание плантаций гевеи.
По некоторым оценкам на Пхукете могут постоянно проживать примерно 30 000 иностранцев из разных стран мира. Особенно много здесь европейцев: англичан, французов, русских, немцев, итальянцев, шведов и т. д. Но достаточно насчитывается также жителей США, Австралии и других государств[31]. Чаще всего они проживают на законных основаниях, по 30-ти или 90-дневным туристическим визам, совершая периодические выезды в соседние государства, и остаются в королевстве в продолжение зимних месяцев.
С начала 1990-х годов в Таиланде работает много иностранцев из стран Юго-Восточной Азии — Мьянмы, Лаоса, Камбоджи и, в меньшей степени, Вьетнама. Большинство из них занято на низкооплачиваемых подсобных работах, в строительстве, рыбной промышленности, в сельском хозяйстве, в качестве обслуживающего персонала гостиниц. Несмотря на то, что правительство Таиланда выделяет квоты на трудоустройство для иностранной рабочей силы, подавляющее число бирманцев, лаосцев и кхмеров находится в стране нелегально. При этом многие из них живут в стране долгие годы и в разной степени владеют тайским языком.
Соседство с мусульманскими странами заметно сказывается на религиозном составе населения Пхукета. По официальным данным, 73 % жителей острова исповедуют буддизм и до 25 % — ислам[46]. Католическая христианская церковь представлена монашеской Конгрегацией священного стигмата (Congregation of the Sacred Stigmata)[47]. 18 декабря 2011 года состоялось открытие православного храма Святой Животворящей Троицы на Пхукете (Московский Патриархат Русской Православной Церкви) в тамбоне Тхеп-Красаттри?, ампхе Тхаланг[48].
Транспорт
Главными воздушными воротами провинции является его международный аэропорт (IATA: HKT, ICAO: VTSP), расположенный в северной части острова в 32-х километрах от центра города Пхукет. Регулярные и чартерные рейсы в период высокого и пикового сезонов сюда совершают такие российские авиакомпании, как «Аэрофлот» (Москва, аэропорт Шереметьево), «I FLY» (Москва, аэропорт Внуково), «Nordwind Airlines» (Иркутск, Кемерово, Хабаровск, Красноярск, Минеральные Воды, Новосибирск, Санкт-Петербург, Владивосток, Екатеринбург), «S7 Airlines» (Иркутск, Хабаровск, Новосибирск, Владивосток), «Трансаэро» (Москва, аэропорты Шереметьево, Домодедово, Внуково, Санкт-Петербург, Екатеринбург), «UTair» (Казань, Ростов-на-Дону, Самара, Уфа, Тюмень, Екатеринбург) и другие. Из самых удалённых районов острова добраться до аэропорта можно не более чем за час. При пиковой пропускной способности от 1 900 до 2 100 пассажиров в час[49], сегодня аэропорт обслуживает самолёты тридцати восьми авиакомпаний, перевозящих около 6,5 миллионов человек. В 2012-м году компания ООО «Аэропорты Таиланда» (Airport of Thailand Public Co.,Ltd.) приступила к реконструкции аэропорта, вложив в неё 185,7 миллиона долларов США. В 2015-м году обслуживаемый ежегодный пассажиропоток возрастёт до 12,5 миллионов человек[34], кроме того, будет добавлен новый международный терминал.
С островом отсутствует железнодорожное сообщение, ближайший вокзал находится в провинции Сураттани (тайск. ?), откуда на Пхукет можно добраться регулярным автобусным рейсом.
До 1967-го года Пхукет связывал с материковой частью страны только морской транспорт. Первый мост, открывший сухопутное сообщение, был назван в честь действовавшего тогда премьер-министра Таиланда, Пхота Сарасина (тайск. ?). При общей протяжённости 660 метров, почти половина его длины, 300 метров, приходилась на дамбу, которая, в совокупности с низкой высотой пролётов, делала пролив Пакпхразакрытым для судоходства[50]. Увеличивавшийся год от года поток транспортных средств вызвал необходимость строительства моста Тхеп Красаттри (тайск. ?), введённого в строй на рубеже тысячелетий. Движение по нему осуществляется в южном направлении. 1-го августа 2011-го года введён в эксплуатацию мост Си Сунтхон (тайск. ?), по которому движение организовано в северном направлении. Мост Сарасин ныне закрыт для движения транспортных средств, после реконструкции он стал пешеходным. Центральная часть моста была приподнята на пять метров, что вновь сделало пролив Пакпхрасудоходным, по обоим его концам устроены смотровые площадки в виде ротонд[51].
Самым распространённым и дешёвым видом общественного транспорта на Пхукете является сонгтхэу. В связи с большим пассажиропотоком на острове, они строятся на базе автомобилей большей грузоподъёмности, чем подобные транспортные средства в других районах Таиланда, и скорее напоминают собой автобусы. Наиболее часто их можно встретить на маршрутах, ведущих к пляжам. В пределах столицы провинции организованы регулярные городские автобусные маршруты. Традиционные самло?, иначе — тук-туки, заменены здесь небольшими фургонами, в основном красного цвета. Реже — жёлтого и зелёного. Легковое такси обходится гораздо дороже, чем самло? или сонгтхэу. Проезд между населёнными пунктами в пределах провинции осуществляется, как правило, по фиксированным тарифам.
Цунами
Пляж Патонг, пострадавший от цунами в декабре 2004
26 декабря 2004 года Пхукет и соседние районы таиландского западного побережья чрезвычайно пострадали от удара цунами, вызванного землетрясением на дне Индийского океана. Волны разрушили несколько густонаселённых районов, погибло около 4000 человек в стране, и десятки тысяч по всей Азии. По крайней мере 250 человек погибли в Пхукете, включая иностранных туристов. Практически все основные пляжи западного побережья, особенно Камала, пляж Патонг, Карон и Ката, получили большие повреждения. Пострадали также отели на южных пляжах острова.
К февралю 2005 основная масса отелей была восстановлена, и в течение 2005 года жизнь Пхукета медленно вновь вошла в нормальное русло. В декабре 2006 Таиланд запустил 22 буя системы слежения за цунами, которые были получены от США. Эти буи стали частью национальной системы слежения за гигантскими волнами, вызванными землетрясениями на дне океана. Они находятся в 1000 километрах от берега, между Таиландом и Шри-Ланкой, их поведение отслеживается со спутников США.
Другие происшествия
18 сентября 2007 года в аэропорту острова самолёт McDonnell Douglas MD-82 разбился при посадке из-за плохих погодных условий. Самолёт вынесло со взлётно-посадочной полосы, и он врезался в холм[52].
Опубликовано пользователем Valeratal