Рижская Гребенщиковская старообрядческая община

Беспоповская моленная

Рижская Гребенщиковская старообрядческая общиналат. Rigas Grebenscikova vecticibnieku draudze

Купол колокольни Успенской моленной Купол колокольни Успенской моленной

Страна

Латвия

Город

Рига

Конфессия

Древлеправославная поморская церковь

Основатель

наставник Феодор Саманский

Первое упоминание

1760

Координаты: 56°56?15 с. ш. 24°08?24 в. д. / 56.93750° с. ш. 24.14000° в. д. / 56.93750; 24.14000 (G) (O) (Я)

Рижская Гребенщиковская старообрядческая община (сокр. РГСО лат. Rigas Grebenscikova vecticibnieku draudze) — крупнейшая в мире беспоповская старообрядческая община, находящаяся в городе Риге (Латвия) и принадлежащая к Древлеправославной поморской церкви.

История

В первой четверти XVIII века в Риге уже проживало большое количество старообрядцев, укрывавшихся как от репрессий, так и от новых петровских реформ. После присоединения в 1711 году Риги к Российской империи, в сообщении о переписи старообрядцев для обложения двойным налогом под 1723 годом говорится, что многие «ушли из Риги и укрылись поблизости, в Курляндии. Не успевших же укрыться было записано душ более пятисот».

Первая старообрядческая моленная была открыта в Риге в 1760 году, когда видный старообрядческий наставник Феодор Н. Саманский основал в городе богадельню. Деревянное здание богадельни и моленной принадлежало первоначально купцу 1-й гильдии С. Дьяконову, а в 1793 году продано его наследником Г. Паниным старообрядческой общине.[1]

В 1798 и в 1802 году моленная перестраивалась и расширялась, а к богадельне со временем присоединились школа, больница, сиротские дома. Община и её структурные подразделения существовали на пожертвования старообрядческих меценатов — купца Н. Артемьева (в 1770 году построил в Риге кожевенный завод), купца Б. Шелухина (с 1782 году основал второй кожевенный завод), купца С. Дьяконова (владелец крупнейшего в Российской империи кожевенного завода), купца И. Хлебникова (хлопчато-бумажное предприятие), заводчика Ф. Грязнова (чугунолитейное предприятие), Н. Иванова. В начале XIX века старообрядцы приобрели недалеко от Риги мызу Гризенберг, а кроме главной моленной открыли ещё две — в Московском м Петербургском форштадтах.

В 1812 году при приближении французской армии были сожжены предместья Риги, в том числе и Московский форштадт, где располагалась община. Сгорела и моленная.

После пожара на месте деревянных построек начинают возводить большое каменное строение «Рижской Богоугодной больницы и храма Рожества Христова и Пречистыя Его Матере Успения». Ядро общины составили мужской монастырь с соборной моленной и богадельня. В 1816 году в общине насчитывалось 2112 человек, в 1826 — 5424 человека, а в 1830 году — 7904 человека.

В 1833 году община официально получила наименование Гребенщиковской — по имени одного из жертвователей — митавского (елгавского) купца Алексея Петровича Гребенщикова.

20021012 70sant Latvia Postage Stamp.jpg

Как и все старообрядцы в XIX веке община сильно страдала от гонений: неоднократно предпринимались попытки закрытия школы, богаделен, моленной. С изъятием в 1833 году утверждённых Ф. Паулуччи «Правил», старообрядцы лишились юридической основы: богадельня и больница были переданы под управление Лифляндского приказа общественного призрения, школа и сиротское отделение были закрыты, — мальчиков отдали в Рижский батальон военных кантонистов, девочек — в монастыри. Репрессии 1830—1850 годов затронули интересы купцов. С января 1834 года старообрядцам было запрещено вести метрические книги, дети попали в категорию незаконнорожденный и не могли быть записаны на фамилию отца, что вызвало массу проблем, связанных с имуществом и наследством. С 1847 года старообрядцам запрещалось вступать в купеческие гильдии. Попытка закрытия Гребенщиковской моленной в апреле 1859 года не увенчалась успехом.

Смягчение гонений с 1860-х позволило в 1873 году вновь открыть знаменитую школу при РГСО. В 1874 году вновь разрешено узаконить старообрядческие браки.

Закон 1883 года позволял распечатать закрытые моленные, совершать богослужения. В 1886 году рижские старообрядцы решили провести капитальную перестройку двухэтажного здания богадельни и молитвенного дома, а также построить новый корпус для призреваемых женщин на 220 человек. Тогда же над зданием моленной был надстроен 4-ый этаж. Так молитвенный дом обрел свой нынешний вид.[2]

Рижская Гребенщиковская соборная моленная — крупнейший в мире поморский храм. Он обладает 6-ярусным иконостасом, почти полностью скрытым под серебряными окладами икон. Соборная моленная с просторными хорами вмещает одновременно 4-5 тысяч человек.

В 1905 году была построена колокольня в древнерусском стиле с шлемовидным куполом по проекту городского архитектора и художника А. Р. Шмелигина. В 1999 году колокольня была отремонтирована и обновлено золочение купола.[3]

Духовное наставничество

Первоначально прихожане РГСО принадлежали к федосеевскому согласию. С принятием молитвы за царя (с 1813 года) и чина благословения брака (начиная с Варковского собора 1831 года)[4] появились отличия от московских федосеевцев в связи с чем возникло новое направление — т. н. «рижских федосеевцев», имеющих общие черты с поморским брачным согласием, но сохранившим некоторые особенности богослужения московских федосеевцев, в частности наонное пение.

В РГСО служили наиболее авторитетные и образованные старообрядческие наставники, имена которых стали достоянием Поморского староверия: И. Ваконья, Л. Мурников, М. Власов, И. Дорофеев, П. Фаддеев, Л. Михайлов, Г. Подгурский и др. С Гребенщиковской общиной неразрывно связана и жизнь знаменитого исследователя старообрядческой культуры, ученого-археографа Ивана Никифоровича Заволоко.

В 1995-2003 годах общину возглавлял доктор теологии о. Иоанн Миролюбов, кроме него в храме служили ещё два наставника — о. Трифон Кустиков и Михаил Александров, которые продолжают служить до настоящего времени. Председателем общины (в 2013 году) является Александр Лотко.

Традиции

На протяжении всего времени своего существования Гребенщиковская община обладала самым большим и наиболее хорошо подготовленным хором певчих, через школу которого прошли многие будущие наставники старообрядческих общин всей Прибалтики. До второй половины ХХ века на клирос допускались только мужчины (женщины пели внизу, перед солеей), теперь, помимо мужчин, на клирос допускаются только незамужние девушки. В 2000 году хор насчитывал почти 40 человек.

Современное положение

Вид со стороны улицы Краста

Именно в РГСО на протяжении более чем 50 лет советского авторитарного режима составлялось, редактировалось и печаталось единственное регулярное беспоповское старообрядческое церковное издание в СССР — ежегодный Календарь, действительно ставший «энциклопедией Староверия».

В настоящее время продолжается издание Календаря и другой церковной литературы, действует трехклассная воскресная школа для детей, а также курсы для подготовки учителей Закона Божия для общеобразовательных школ.

В 1989 году возникло и действовало единственное (до отделения Латвии от СССР) старообрядческое поморское учебное заведение — «Старообрядческое духовное училище». В дальнейшем по программе бывшего училища заочно обучались несколько молодых причетников, люди постарше по-прежнему проходили в храме богослужебную практику и стажировку. С 2005 года училище вновь было возрождено.[5]

5 сентября 2010 года община отметила 250-летие существования моленной.[6]

Интересные факты

    Рижская Гребенщиковская старообрядческая община (РГСО) остается одним из самых крупных землевладельцев в Латвии. В собственности РГСО находится 85,1 га земли, кадастровая стоимость которой оценивалась в 5,25 млн латов (примерно 10,5 млн долларов).[7]
Страна: 
OnMap: 

Ближайшие
Еще в этой стране