Сен-Жюльен-ле-Повр
Католическая церковь
Церковь Сен-Жюльен-ле-ПоврEglise Saint-Julien-le-Pauvre
: 48°51?07 с. ш. 2°20?49 в. д. / 48.852083° с. ш. 2.347083° в. д. / 48.852083; 2.347083 (G) (O) (Я)
Церковь Сен-Жюльен-ле-Повр (фр. Eglise Saint-Julien-le-Pauvre) – парижская приходская церковь греко-католиков мелькитского толка и один из старейших и самых миниатюрных храмов Парижа. Перестроенная в готическом стиле в XIII веке, церковь располагается в Пятом округе Парижа на левом берегу реки Сена, всего лишь в 500 метрах от Музея Средневековья (Клюни) неподалеку от станции метрополитена Мобер — Мютюалите (фр. Maubert — Mutualite). В том же городском квартале что и церковь находится сквер Рене Вивиани.
Являясь изначально религиозным сооружением Римско-католической церкви, церковь Сен-Жюльен-ле-Повр строилась поэтапно с XII по XIX столетие, и в 1889 году была передана Мелькитскому патриархату Восточнокатолических церквей. Её исходная планировка неоднократно претерпевала изменения, и здание, которое мы видим в наши дни, существенно меньше в размерах, чем первоначальное сооружение.
Название
Церковь названа в честь двух французских средневековых святых, имеющих одинаковые имена: епископ Иулиан Ле-Манский и некая персона из исторической провинции Франции Дофине[1]. "ле-Повр" в названии указывает на Иулиана Ле-Манского, чьё служение бедным считается образцовым.[1]
История
Римско-католическая церковь
Вход в церковь
Церковь Сен-Жюльен-ле-Повр возникла на месте либо приюта паломников эпохи Меровингов,[1][2] либо старой церкви, сооруженной в VI веке.[3] Самое первое упоминание этого сооружения найдено в трудах епископа Тура Григория, жившего здесь во времена правления Хильперика I, короля Нейстрии.[1] Она была упомянута им в 582 году в числе шести базилик Меровингов.
Возведение нового здания началось в 1165 – 1170 годах[2], под влиянием строительства либо Собора Парижской Богоматери[2], либо церкви Сен-Пьер-де-Монмартр[3]. Строительство велось при поддержке монашеской общины коммуны Лонпон аббатства Клюни, их предприимчивость позволила возвести хоры и, по всей видимости, неф (около 1210 – 1220 годов).[2] Историк и летописец XVI века Этьенн Паскье отмечал, что это здание имело отношение к Парижскому Университету, поскольку в его стенах проходили собрания Факультета богословия и искусств, а после разделения факультетов, только Школы искусств.[1] Церковь служила местом встреч для лекторов и студентов, избегавших влияния епископата того времени и под её сводами в разное время собирались поэт Франсуа Вийон, и писатель Франсуа Рабле. Здесь проповедовал Фома Аквинский.
Все строительные работы на этом раннем этапе были завершены к 1250 году.[3]
В 1651 году, после нескольких веков небрежного отношения, пришлось снести два пролёта нефа, а также был построен северо-западный фасад; северный боковой придел был сохранен и его два пролёта использовали под ризницу.[2] В 1653 году здание было продано парижской богадельне и больнице Отель-Дьё и его использовали как дочернюю капеллу соседней церкви Сен-Северина. Спустя еще более века, во времена Французской революции, здание попало в список под снос и ему был нанесён дополнительный ущерб, поскольку его использовали под склад.[1] В 1826 году церковь Сен-Жюльен-ле-Повр была реставрирована под руководством архитектора Франца Христиана Гау и возвращена Церкви.[4]
Мелькитская церковь
История церкви в памятной надписи времен Третьей республики
В 1889 году при Третьей республике здание церкви было передано мелькитской общине Парижа.[2] Непосредственно перед этим были выполнены значительные реставрационные работы.[2] Такое решение было раскритиковано жителями; к примеру, писатель Жорис Карл Гюисманс осудил внедрение нетрадиционных элементов в старинную обстановку района: "Такое навязывание Леванта в приходе Сен-Северина [...] абсолютно противоречит окружающей обстановке."[5]
Интерьер церкви
Дополнительные сведения
Церковь Сен-Жюльен-ле-Повр изначально была проектирована в консервативных традициях, доминировавших в эпоху правления короля Людовика VII.[3] Единственная уцелевшая среди парижских приходов XII века,[3] эта церковь никогда не была доведена до задуманного вначале внешнего облика: хоры должны были иметь высоту в три яруса, а верхний ряд окон, освещающих хоры представлял собой неполный трифориум; неф предполагалось накрыть шестигранными сводами, но их заменили деревянной крышей, а после XVII века – новой системой сводов; и, что касается колокольни, задуманной с южной стороны церкви, построили только ступеньки лестницы.[2] Апсида на восточной стороне церкви была сооружена из материалов, оставшихся от прежнего здания.[2]
Колонны в храме аналогичны колоннам из Собора Парижской Богоматери, а на капителях вырезаны изображения листвы и гарпий.[2] Область хоров с 1900 года и до наших дней отделена от нефа иконостасом.[2]
Севернее церкви, в сквере Рене Вивиани, находится старейшее в Париже дерево[6]. Это робиния, высаженная в 1601 году Жаном Робеном, главным садовником при королях Генрихе III, Генрихе IV и Людовике XIII. Дерево также известно как "Парижское дерево удачи", поскольку по преданиям оно приносит годы удачи тем, кто нежно прикоснется к коре дерева.
Опубликовано пользователем Valeratal