Серебряные свитки

Серебряные свитки были обнаружены Габриэлем Баркаем в 1979 году в Кетеф Хинном[1] возле Иерусалима. Они представляют собой два серебряных листа, на которых около 600 года до н. э. сделаны надписи на иврите. Потом листы были скручены и использовались как амулеты. Процесс крайне осторожного разворачивания свитков и поиска метода их консервации занял 3 года. Хотя в них записаны сравнительно короткие тексты, они содержат древнейшие сохранившиеся цитаты из Торы. Свитки известны под кодовыми названиями KH1 и KH2.

Транслитерация и перевод

KH1

Стр. Транслитерация надписи Перевод на русский язык

1

-//?--

..YHW..

2

-----

-----

3

------

-----

4

??

...['B] зав(ет)

5

-?

милость лю(бящим) ...

6

?/?-

... и соблюдающим...

7

---?-

... (BK) ...

8

-?

...(X) вечный (s)...

9

?--?-

... (BH) ... от всего

10

-?-

... и от зла...

11

?-

... ибо в Нём искупление...

12

?-

... (H) ибо Яхве

13

?/?

... ...

14

?

... (скала?) Да благословит

15

? ?

тебя Яхве и...

16

?? ?

сохранит тебя. (Да)

17

?

осветит Яхве

18

???

(ли)цом (Своим те-)

19

?

(бя и помилует тебя)

KH2

Серебряный свиток KH2. Фото, прорисовка, транслитерация.

Стр. Транслитерация надписи Перевод на русский язык

1

--?

..благосло..

2

-?/??-

...('\WN) Яхв...

3

-?-??

(R) ... Ях(в)...

4

--?/??-

... зло(?) ...

5

-?

(BK) ...

6

?

...Яхве и...

7

??

(по)милует тебя

8

? \\ ?

Да осветит \\ Ях-

9

\\ ?

(ве) \\ лицом Своим

10

???

... (на) тебя и

11

?

даст тебе м-

12

??

... и(р)...

13

------

...

14

------

...

15

--?--

... (KM) ...

16

------

...

17

-?-?-

...(WR)...(N)...

18

------

...

Подробности открытия

Свитки были обнаружены в камере №25 пещеры №24 в месте археологических раскопок Кетеф Хинном ("плечо Хиннома") возле Иерусалима. Это комплекс из нескольких высеченных в скале погребальных камер. Сайт был относительно нетронутым (последний раз он использовался как склад ружей в период Оттоманской империи). При раскопках, проводившихся под руководством Габриэля Баркая, профессора археологии Университета Бар-Илан [2]. Случайное открытие, сделанное 13-летним помощником, показало, что частичное обрушение потолка в древности сохранило содержимое камеры №25 [3].

При реконструкции выяснилось, что в пещере 24 было 5 камер и центральный 'проход'. На каменных ложах могли помещаться более 22 тел, у каждого каменный подголовник. Под тремя камерами были хранилища для вторичного захоронения. Это значит, что после долгого пребывания в пещере кости и другие останки помещались в хранилище, чтобы освободить место для нового тела на каком-либо ложе. Камеры вырублены довольно качественно, поверхности выровнены, в качестве меры использовался царский кубит. Хранилища имели внутри форму мешка и неровные поверхности.

В хранилище камеры 25 содержалось примерно 60 см мусора, более 1000 объектов: небольшие глиняные сосуды, железные и бронзовые артефакты (включая наконечники стрел), иглы и булавки, предметы из кости, в т. ч. слоновой, стеклянные фляги, бижутерия, включая серьги из золота и серебра. Хранилище явно использовалось несколькими поколениями с примерно 650-х годов до н. э., т. е. в конце Эпохи Первого Храма и далее после разрушения Иерусалима в 587-6 гг. до н. э.

Свиток KH1 был обнаружен в квадрате D, в середине хранилища, примерно в 7 см от пола в мусоре. KH2 найден при просеивании пыли из нижней половины мусора в квадрате A, самой далёкой части хранилища. Оба амулета были отделены от предметов эллинистического периода тремя метрами длины и 25 сантиметрами высоты и лежали среди осколков керамики и других вещей 7 - 6 вв. до н. э.

Баркай сначала датировал их палеографически и по окружающим осколкам 7-м - началом 6 вв. до н. э. (позже оставил лишь датировку начала 6 века). Позже эти даты оспорили Йоханнес Ренз и Вольфганг Роллинг (Handbuch der Althebraischen Epigraphik, 1995), которые утверждали, что текст в слишком плохом состоянии, и возможно он относился лишь к 3 - 2 вв. до н. э., т. к. хранилище использовалось даже позже 4 века до н. э.

Повторное изучение свитков было выполнено Проектом западно-семитских исследований в Университете Южной Калифорнии. Использовались последние достижения в области фотографирования и компьютерного очищения изображений, что позволило увидеть надпись более чётко и уверенно датировать её палеографически. Результаты, опубликованные в издании "Bulletin of the American Schools of Oriental Research" (BASOR) в 2004, подтвердили датировку текста незадолго до разрушения Иерусалима вавилонянами в 586-7 гг. до н. э.[4] Доктор Кайл Мак-Картер из Университета Джонса Хопкинса, эксперт в области древних семитских письменных систем, сказал, что это исследование должно "окончательно разрешить спор о датировке данных надписей".[5]

Значимость открытия

Команда, работавшая со свитками в 2004 году, характеризовала их как "одно из самых значимых открытий" в области изучения Библии.[6] Помимо ценности данных текстов в области развития еврейского алфавита, они "сохранили древнейшие цитаты текстов, известных также по Ветхому завету, и... самые ранние примеры исповедания веры в Яхве".

Некоторые учёные, т. н. "библейские минималисты", утверждали, что Библию (Ветхий завет) сочинили еврейские лидеры, получившие власть в Иудее в конце четвёртого века до н. э. Доктор Уэйн Питард, профессор Ветхого завета и древних ближневосточных религий в Университете Иллинойса, сказал, что "данное новое исследование надписей даёт основания считать, что они ошибались". Несмотря на это, Питард предупредил, что хотя свидетельства древности "Благословения священников" очевидны, это не обязательно значит, что вся книга Чисел уже существовала в то время.[5] Доктор Джеймс Давила, преподаватель Исследований древней Иудеи в Университете колледжа Св. Эндрю и Св. Марии, также предостерегает от утверждений, что свитки "доказывают существование Пятикнижия Моисеева в эпоху Второго Храма" (что было заявлено в израильской газете Ха-Арэц), назвав такие утверждения "слишком смелой интерпретацией находки".[7]

Страна: 
OnMap: 

Ближайшие