Сноудонская горная железная дорога
Сноудонская горная железная дорога
Snowdon Mountain Railway (SMR), Rheilffordd yr Wyddfa
Возле станции «Клогуин». 2005 г.
Годы работы:
с 1896
Страна:
Великобритания Великобритания, Уэльс Уэльс
Город управления:
Лланберис
Состояние:
Историческая железная дорога
Подчинение:
Heritage Great Britain plc
Протяжённость:
7,53 км[1]
Сноудонская горная железная дорога (англ.: Snowdon Mountain Railway (SMR), валл.: Rheilffordd yr Wyddfa) — узкоколейная (800 мм) зубчатая железная дорога системы Абта длиною в 7,53 км (4 мили 1188 ярдов)[1], соединяющая Лланберис в валлийском графстве Гвинед с вершиной горы Сноудон. Открылась для движения в 1896 г. и функционирует по сей день как историческая железная дорога.
Маршрут
Вокзал дороги в Лланберисе Разъезд «Колгуин» На подходе к «Водопадной» На пути к вершине. Внизу — озеро Ллин Куэллин Разъезд «Хеврон» Станция «Вершинная» Разъезд «Промежуточный»
Сноудонская горная железная дорога начинается на вокзале, который расположен в Лланберисе недалеко от вокзала Приозёрной железной дороги Лланбериса и насчитывает две платформы. Сразу за вокзалом путь берёт крутой подъём с уклоном 1 к 5.5, бежит некоторое время среди деревенских кварталов и садов, а затем, повернув к юго-востоку, подходит к первой станции — «Водопадной» (Waterfall station). Станция была построена, чтобы дать удобный для туристов подход к водопаду, что находится близ железной дороги, но ныне она — закрыта, хотя платформа и станционное здание содержатся в порядке. За «Водопадной» линия пробегает по мосту через реку, которая отмечает начало собственно горного её участка, где уклоны в среднем составляют 1 к 7.86.[1] Далее путь поднимается к разъезду «Хеврон» (Hebron), названному так по расположенной поблизости Хевронской часовне. При строительстве предполагалось, что от этого места до Лланбериса будут курсировать товарные поезда, гружёные местной сельскохозяйственной продукцией. От «Хеврона» линия идёт к разъезду «Промежуточному» (Halfway), отмечающему примерную половину пути к вершине и расположенному на высоте 500 м над уровнем моря. Всё это время путь имеет к востоку от себя горный склон, поднимающийся вверх, а к западу таковой же, но спускающийся вниз. Близ разъезда, если пойти по пешеходной тропе вдоль железнодорожного полотна, расположено кафе «Halfway».
За «Промежуточным» через некоторое время следует платформа «Скалистая Долина» (Rocky Valley Halt), лежащая среди гигантских валунов, за которой линия выходит на горный хребет и следует по нему до разъезда «Клогуин» (Clogwyn), откуда открывается вид на перевал Лланберис и скалы Клогуин-Ди’р-Арти (Clogwyn Du’r Arddu), неизменно привлекающие скалолазов с 1798 г. Далее путь карабкается к конечной станции «Вершинная» (Summit station), находящейся на высоте 1065 м над уровнем моря, что на 20 м ниже самой вершины Сноудона — 1085 м. Рядом со станционными платформами находится туристический комплекс «Хавод Эрири» (Hafod Eryri), оборудованный одноимённым и весьма популярным кафе.[2] Отсюда же к самой вершине ведёт горная тропа, а если спуститься вниз, к озеру Ллин Куэллин, можно попасть на станцию «Сноудонский Рейнджер» Валлийской нагорной железной дороги.
История
Дорога зимой Рейка Абта и тормозные захваты вдоль неё Паровоз № 2 — «Enid» Поезд, ведомый тепловозом
В 1869 г. «Лондонская и Северо-западная железная дорога» соединила Лланберис с Карнарвоном, что многократно увеличило число желающих подняться на самую высокую гору Великобритании Сноудон. Это обстоятельство, тем не менее, не привело первоначально ни к каким действиям, поскольку местный землевладелец Джордж Эсшетон-Смит (George William Duff Assheton Smith) полагал, что железная дорога способна испортить пейзаж. К 1894 г. его мнение изменилось и 16 ноября образовалась компания «Snowdon Mountain Tramroad and Hotels Co. Ltd», которой дозволялось протянуть железнодорожную линию к вершине. В декабре того же года дочь Эсшетона-Смита — Энид — сняла первую лопату дёрна на месте будущего вокзала в Лланберисе.[3]
Зима 1894—1895 гг. выдалась по местным меркам суровой, но к лету 1895 г. укладку пути завершили. Дольше строили мосты между Лланберисом и водопадами — их закончили к январю 1896 г. Тогда же к вершине поднялся первый поезд, но монтаж сигналов и ограждения продолжался и полностью линия была готова к Пасхе того же года. 27 марта полковник Фрэнсис Мариндин (Sir Francis Arthur Marindin) из Торговой Комиссии провёл неофициальную инспекцию дороги, ибо официальная была невозможна — так как линия строилась на частной земле, на неё не было специального Парламентского Акта. Мариндин посоветовал останавливать движение при сильном ветре. 4 апреля, во время пробной поездки, поезд из паровоза и двух вагонов врезался в скатившийся на рельсы валун и сошёл с рельс. Авария произошла на подходе к вершине, рабочие смогли поставить вагоны на рельсы и поезд продолжил путь. 6 апреля состоялось открытие дороги и в этот день произошла новая авария: теперь уже локомотив сошёл с рельс и опрокинулся со склона вниз, сработали вагонные тормоза, но погиб один из пассажиров, неудачно выпрыгнувший из вагона.[4] После этого линию закрыли, провели расследование, показавшее, что использовать следует более лёгкие вагоны, а вдоль зубчатой рейки установить тормозные захваты. В апреле 1897 г. дорогу вновь открыли и с тех пор происшествий на дороге не было.
Дорогу при строительстве оборудовали зубчатой рейкой системы Абта, а в Швейцарии, на «Schweizerische Lokomotiv - und Maschinenfabrik», закупили танк-паровозы, приспособленные для работы с такой рейкой. В 1895—1896 гг. швейцарцы построили для линии 5 локомотивов, первый из которых в качестве названия получил аббревиатуру имён супруги владельца земли: «L. A.D. A.S.» — Laura Alice Duff Assheton Smith (Лора Алиса Даф Эсшетон Смит), а второй — имя его дочери: «Enid».[3] Паровоз «L. A.D. A.S.» под номером 1 был как раз тем паровозом, который потерпел крушение в день открытия, остальные же локомотивы продолжили исправно доставлять пассажиров на вершину Сноудона до Второй мировой войны. В 1922—1923 гг. к ним прибавили ещё три танк-паровоза, сделанных тем же швейцарским заводом, а в 1935 г. возле станции у вершины построили кафе.[5] Когда началась нехватка угля, связанная с экономией средств в военное время, дорогу временно закрыли.
Движение возобновилось в 1946 г., но из-за продолжающегося дефицита угля локомотивы пытались топить подержанными армейскими ботинками. В 1962 г. закрыли для пассажирских поездов ветку обычной колеи от Карнарвона до Лланбериса, что однако не уменьшило приток туристов ни к Сноудону, ни к Сноудонской железной дороге. С 1986 г. линия начала покупать тепловозы,[1] а с 1995 г. — автомотрисы. В 2006 г. прежнее кафе на вершине демонтировали и в июне 2009 г. на его месте открыли новое.[5] Всё время, отведённое на строительство, до конечной станции ходили только рабочие поезда, для пассажирских же конечной стала станция «Клогуин».
Подвижной состав
№ Название Изображение Год выпуска Тип Примечания
1
2
3
4
5
6
7
8
—
9
10
11
12
21
22
23
Нынешнее состояние
Экскаватор разгребает занос
Пассажирское движение по Сноудонской дороге осуществляется сезонно: с мая по октябрь,[6] что связано с сильными ветрами, поднимающимися зимой, и периодически возникающими снежными заносами. Вагоны не прицеплены к локомотиву, а покоятся на его переднем буфере[4] так, что при подъёме паровоз или тепловоз выталкивает вагон наверх, а при спуске сдерживает его движение вниз. Поездка занимает 2часа, если пассажир едет до конечной «Вершинной» станции (включая 30 мин на кафе), 2 часа до Клогуина или 1часа, если конечной становится платформа «Скалистая Долина». В это время входит и спуск обратно, к Лланберису.[6] Билеты следует бронировать загодя, что связано с очевидной ограниченностью посадочных мест в вагонах.[6] Дорога участвует в маркетинговой программе «Великие узкоколейки Уэльса».
Опубликовано пользователем Valeratal