Вавилон
Вавилон (др.-греч. ?, от аккад. Babili(m) «врата бога», в свою очередь восходящего к протоевфратскому babil(a)) — древний город в Месопотамии на берегах реки Евфрат, важный экономический, политический и культурный центр Древнего мира. Столица Вавилонского царства (Вавилонии) (II-I тыс. до н. э). В VI-IV вв. до н. э. — крупнейший город мира с населением около 150 тысяч жителей[4]. Вавилон иногда называют первым мегаполисом в истории человечества[5]. Город занимает важное место в христианской эсхатологии, а также является известным символом современной культуры.
Основан не позднее III тысячелетия до н. э.; в шумерских источниках упоминается под именем Кадингирра. Наивысший подъём экономической и культурной жизни Вавилона в литературной традиции связывается с эпохой правления Навуходоносора II[6] (VI век до н. э.). В 539 году до н. э. занят войсками Кира II и вошёл в состав державы Ахеменидов. Во второй половине IV в. до н. э. — столица державы Александра Македонского, затем — в составе государства Селевкидов, Парфии, Рима; начиная с III в. до н. э. постепенно пришёл в упадок.
Название города
Этимология русской формы названия города («Вавилон») связана с заимствованиями из греческой духовной и богослужебной литературы через посредство старославянского языка. В церковнославянском языке используется рейхлиново чтение древнегреческих имен собственных, в соответствии с которым в топониме ? буква ? произносится как [v], а буква ? — как [i]. В европейских языках преимущественно католического и протестантского мира за основу взят латинизированный вариант этого топонима, соответствующий эразмову чтению (Babyln).
Само древнегреческое название ?, также как древнееврейское ? (Babel) и арабское ? (Babil), является попыткой иноязычной передачи того имени, которым сами вавилоняне называли свой город, а именно «Babili(m)» (вавилонский диалект аккадского языка), что дословно (bab-ili(m)) переводится как «врата бога»[7][8]; в аккадском также встречалась форма bab-ilani «врата богов». В западносемитских языках был возможен переход a > o, вследствие чего название bab-ilani получало форму bab-iloni; очевидно, что этот вариант с отпадением конечного гласного и послужил основой для греческого ?.
Шумерским аналогом топонима Babili(m) была логограмма KA.DINGIRKI или KA. DINGIR. RAKI[1], где KA — «ворота», DINGIR (в русской шумерологии пишется DIGIR) — «бог», RA — показатель датива, KI — детерминатив населённого пункта. Кроме того, в старовавилонский период встречалось смешанное написание: Ba-ab-DINGIRKI.
Учёные полагают, что название Babili(m) стало результатом переосмысления более древней формы babil(a) в рамках народной этимологии[9]. Считается, что топоним babil(a) имеет несемитское происхождение[10] и связан с каким-то более древним, неизвестным языком, вероятно протоевфратским, но не исключено что и с шумерским[7][8].
В Танахе название Вавилона пишется как ? (Babel; в тивериадской огласовке — ? Bavel) и в Ветхом Завете интерпретируется как «смешение» (имеется в виду смешение языков согласно мифу о Вавилонском столпотворении); такая интерпретация связана с близким по звучанию древнееврейским глаголом ? bilbel «смешивать». В силу ряда причин, в том числе позднего и откровенно легендарного характера, эта трактовка не может быть привлечена для научного объяснения названия города и не воспринимается ассириологами всерьёз[11][12].
Географическое положение Вавилона и общее описание руин
Упрощённый план руин Вавилона с указанием названий их основных частей.
Руины Вавилона локализуются в Ираке недалеко от города Эль-Хилла, (мухафаза Бабиль). Евфрат разделяет памятник на две части — западную и восточную. Руины представляют собой группу холмов (теллей), важнейшие из которых имеют собственные названия.
Исторический Вавилон располагался в центральной части Месопотамской низменности, а точнее в южной её половине — Нижней Месопотамии или Двуречье. В древности русла Евфрата и Тигра здесь текли параллельно (что и обуславливает принятое среди ряда учёных синонимичное название этой области — «Двуречье») и раздельно впадали в Персидский залив, воды которого тогда начинались значительно севернее. Низкий уклон долины и слабая оформленность русел великих рек, приводили к частым наводнениям, результатом которых стало формирование в Нижней Месопотамии мощного слоя речных отложений — аллювия. При использовании соответствующих технологий аллювий отличается необычайно высоким плодородием; поэтому появление первых ирригационных систем относительно рано сформировало экономическую базу для возникновения в Двуречье одной из древнейших цивилизаций в истории человечества — шумерской. Основание Вавилона, вероятно, относится именно к шумерской эпохе.
Естественный ландшафт Нижней Месопотамии составляют пустынные пейзажи с разреженной растительностью из финиковых пальм, тамариска, солянок. Жизнь сосредоточена в основном по берегам водоёмов. Вдоль рек, каналов, стариц произрастают различные виды ив, особенно много тростника. На участках сухих степей и полупустынь обитают мелкие грызуны, вараны, в древности встречались газели, онагры, львы; в заболоченных районах водятся кабаны и в особенности — разнообразные водоплавающие птицы. Евфрат традиционно был богат промысловыми породами рыб: карпом, сомом и др. Деятельность человека, в первую очередь обустройство ирригационных сооружений, привела к значительным изменениям окружающей среды. Многочисленные каналы и ответвления русла Евфрата орошают широкую аллювиальную долину, озеленяя её. Однако условия для жизни здесь по-прежнему достаточно тяжелые: высокие температуры сочетаются с влажностью в районе болот и стариц, обилием вредных насекомых, особенно москитов и комаров — переносчиков малярии, а также других опасных для человека животных — змей, скорпионов. Местный климат в целом жаркий, тропический, характеризующийся общей аридностью.
Изначально Вавилон находился на берегах одного из ответвлений Евфрата — канале Арахту (аккад. Aratu), воды которого текли с севера на юг и терялись в песках юго-западной пустыни. К I тыс. до н. э. Арахту превратился в рукав великой реки и вскоре туда же переместилось основное русло Евфрата; названия Евфрат (аккад. Purattu) и Арахту стали синонимичными. К моменту запустения, Пуратту делил Вавилон на две части — Западный и Восточный город. Позднее, русло великой реки изменилось и теперь оно проходит через руины Западного города. Среди руин Восточного города выделяется несколько участков, для которых используют отдельные арабские названия. Особняком стоит холм Бабиль, расположенный на северной окраине, в районе предместий. Традиционно выделяются следующие участки[13]:
- Бабиль (араб. Babil «Вавилон») — телль в северной части памятника. Включает Летний (Северный) дворец-крепость Навуходоносора II. Каср (араб. Qasr «дворец») или Муджеллиба (Mujellibah) — телль в северо-западной части Восточного города. Включает руины Южного дворца Навуходоносора, остатки (предположительно) Висячих садов, Центральный дворец-музей, фортификационные сооружения. Меркес (араб. Merkes «центр») — расположен к юго-востоку от холма Каср. Преимущественно жилая застройка. Сахн (араб. Sahn «блюдо», имеется в виду плато) — плоская область в центральной части руин, скрывающая перибол гигантского зиккурата Этеменанки[14]. Амран ибн Али (Amran ibn Ali) — телль, примыкающий с юга к области Сахн. Скрывает остатки храмового комплекса Эсагила. Ишин Асвад (Ishin Aswad) — телль в южной части Восточного города. Храмы Ишхары, Нинурты, частная застройка. Хомера (Homera) — телль в северо-восточной части Восточного города. Частная застройка, в том числе эллинистического времени, греческий театр.
История
Основная статья: История Вавилона
Политическая и территориальная организация
Архитектура
Общие сведения
Вавилон. План основной части города по данным топографических источников и археологических раскопок
Широкомасштабные археологические раскопки, анализ многочисленных клинописных и других нарративных источников — позволили создать целостное представление об архитектурном облике Вавилоне периода расцвета (VI—V вв. до н. э). Менее документированными оказались более ранние эпохи, поэтому предположения о местонахождении тех или иных объектов для тех времён часто имеют предварительный характер.
По всей видимости, свой классический, прямоугольный план, Вавилон приобрёл в касситский период; примерно в то же время возникло деление города на десять округов/кварталов. Во время расцвета Вавилон опоясывало тройное кольцо стен, периметром около 8150 м, ров, наполненный водой, а также внешняя стена, охватывающая часть предместий. Площадь города составляла около 4 км, а с учётом территории «Большого Вавилона», охваченного внешней стеной, она достигала порядка 10 км. Фортификационные сооружения прикрывали главный, северный вход в Вавилон, со стороны ворот Иштар; кроме того, на севере предместий находился летний дворец Навуходоносора II, выстроенный в виде крепости, а на Евфрате специальное массивное сооружение защищало угол городских стен от воздействия течения. С внешним миром город соединяли 8 ворот, открывавшиеся дорогами в важнейшие города округи. Улицы пересекались под прямым углом, некоторые из них мостили плиткой из привозных материалов. Вавилон имел обустроенную, мощёную набережную, множество каналов, снабжавших городские кварталы водой, мосты, соединяющие различные части города, дворцы, огромное количество храмов, и грандиозные сооружения — зиккурат Этеменанки (Вавилонская башня) и Второе чудо Света — Висячие сады. Многие постройки имели облицовку глазурованным кирпичом, барельефами, фризами; ярусы зиккурата были окрашены в разные цвета. Геродот, побывавший там в V в. до н. э., назвал Вавилон самым красивым из всех городов, которые он знал[15].
Районы и кварталы города
Основная часть Вавилона была разделёна рекой Арахту/Евфрат на Западный город и Восточный город (в устаревших публикациях — Новый город и Старый город), и окружена предместьями, в том числе, в пределах внешней стены Навходоносора II. Предположительно с касситского времени основная часть города подразделялась на десять округов или кварталов (аккад. eretu, иногда — alu). Названия кварталов часто восходили к культовым именам самого Вавилона («Эриду», «Кадингирра», «Шуанна»,[16]) или же повторяли названия городов Шумера и Аккада (Куллаб, Кумар (т. е Куара), Туба)[17]. Кварталы следующие.
План раскопок центральной части Восточного города
- Эриду (аккад. Eri-du10ki) — древнейшая часть Восточного города и его религиозный центр. Располагался в самом центре Восточного города в пределах телля Амран ибн Али и области Сахн. Границами округа Эриду на севере были Большие ворота и округ Кадингирра, на юге — Рыночные ворота и округ Шуанна, на западе — берег Евфрата, на востоке Эриду соседствовал с кварталом Куллаб. В Эриду находились важнейшие культовые сооружения города, в общей сложности 14 храмов: центральное святилище Эсагила, зиккурат Этеменанки (Вавилонская башня), храмы Экарзагинна (в честь Эа), Эрабрири (в честь Мадану), Эгальмах (в честь Гулы), Энамтаггадуха (в честь аморейского божества Амурру), Эалтила (в честь Адада), Этуркаламма (в честь Белет-Бабили/Иштар Вавилонской), Энитенна/Энитенду (в честь Сина), Эсагдильаннагидрутуку (в честь Папсуккаля), Эзидагишнугаль (в честь Думузи), Эгишлаанки (в честь Набу), Эгузаламах(в честь Нингишзиды) и Эсаггашарра (в честь богини Анунит). Шуанна (аккад. Su-an-naki) — округ на юге Восточного города, преимущественно в области телля Ишан эль-Асвад/Ишин Асвад. Границами Шуанны на севере являлся округ Эриду и Рыночные ворота, на юге — городские стены и ворота Ураша, на западе — река Арахту/Евфрат, на востоке — квартал TE. Eki. В Шуанне располагались храмы Эхурсагтилла (в честь Нинурты) и святилище, названное археологами «Храм Z» и часто отождествляемое с храмом Эшасурра в честь богини Ишхары, известным из топографических текстов. Кадингирра (аккад. KA. DIGIR. RAKI) — округ в северо-западном углу Восточного города; охватывал часть теллей Каср и Меркес. На севере его границами были городские стены и ворота Иштар, на юге — округ Эриду и Большие Ворота, на западе — берег реки, на востоке — квартал Новый город. В Кадингирре располагался центральный административный и фортификационный комплекс города; здесь находился дворцовый ансамбль Вавилона, с севера ограниченный городскими стенами, с запада — рекой, с востока — улицей Процессий, с юга — каналом Либиль-хенгалла. Помимо этого, в Кадингирее располагались четыре важных храма: Эмах (в честь Белет-или/Нинмах), Эмашдари (в честь Белет-Аккаде/Иштар Аккадской), Эниггидаркаламмашумма в честь dNabu saare и Эхиликаламма (в честь Ашратум). Наиболее изученный в археологическом отношении квартал. Новый город (аккад. alu GIBILki, alu essuki) — округ на северо-востоке от квартала Куллаб, отчасти совпадающий с теллем Хомера. На юге соседствовал с кварталом Куллаб (у храма Экитушгирзаль); на западе примыкал к Кадингирре, на севере и востоке границами квартала были городские стены. Ещё в конце старовавилонского периода здесь располагалась зона коммерческой активности. Известно о трёх святилищах в Новом городе: Эурунанам (священный постамент в честь Набу), Экитушгирзаль (в честь Белет-Эанны/Иштар) и Эандасаа (в честь Иштар). В персидский период квартал подвергся разрушениям вследствие изменения русла Евфрата. В эллинистическое время в Новом городе были выстроены сооружений античной культуры, в том числе театр и палестра. Куллаб (аккад. Kul-aba4ki) — округ к востоку от квартала Эриду, граничащий на севере с Новым городом (до храма Экитушгирзаль), на юге — с кварталом TE. Eki; на востоке границами округа были городские стены и ворота Мардука. Часть Куллаба, наряду с кварталами Эриду и Кумар, составляет древнейшее ядро города, существовавшее ещё при I династии. Здесь располагалось четыре храма: Эгишнугаль (в честь Сина), Эмекилибурур (в честь богини Шаррат-Ларса), Эургубба (в честь Писангунука) и Эсаг (в честь Лугальбанды). Также в Куллабе находилось здание Бит-реш-акиту, связанное с празднованием Нового года. Округ, название которого передалось логограммой TE. Eki, но чтение неясно (возможно Касири: аккад. Kasiri или Те: аккад. Te). Располагался восточнее округа Шуанна и южнее Куллаба, то есть в юго-восточном углу Восточного города. На севере граничил с Новым городом, на западе — с Шуанной (пограничным объектом здесь был священный постамент в честь Мардука); на юге границей округа была городская стена, на востоке — городская стена и ворота Забабы. Здесь располагалось три святилища: Экагула (священный постамент Ануннаков), Эдуркуга (священный постамент Игигов) и храм Эмеурур (в честь Нанайи).
Вавилон около 600 г. до н. э.: схематический рисунок центральной части. Вид со стороны Западного города.
- Кумар (шум. ?A. A, аккад. Kumar) — древнейшая часть Западного города и его религиозный центр. Тянулся от ворот Акуса на западе до берега Евфрата на юге. Здесь располагалось семь храмов: Энамтила (в честь Бел-матати/Эллиля), Ээшмах (в честь Эа), Экадимма (в честь Белили), Эмесикилла (в честь Амурру), Эдикукаламма (в честь Шамаша), Ээсиркаламма (в честь Писангунука) и Энамхе (в честь Адада). Туба (аккад. Tu-ba) — округ в южной части Западного города. Из топографических текстов известны три святилища в этом квартале: Экитушгарза (в честь Белет-Эанны/Иштар), Эсабад (в честь Гулы) и Эшиддукишарра (в честь Набу). Округ, название которого в текстах повреждено. Располагался в западной части Западного города, простираясь от городских стен и ворот Адада до квартала Кумар и ворот Акуса. Как и другие кварталы Западного города не раскапывался археологами; письменные источники не содержат о нём сколько-нибудь значимой информации, не упоминают ни о каких храмах или других значимых постройках на его территории. Баб-Лугальирра (аккад. Bab-dLugal-ir9-ra, то есть «Ворота Лугальирры») — округ на севере Западного города. Северной его границей была городская стена и ворота Энлиля, на западе — река Евфрат, восточная граница находилась возле храма Эгишхуранкиа. В этом квартале располагались три храма: Энинмах (в честь божества Нуска), Эгишхуранкиа (в честь богини Белет-Нинуа) и Эбурсаса (в честь Шары).
В отличие от основной части города, предместья Вавилона изучены хуже. Там располагались фортификационные сооружения, храмы, дворцы, виллы богачей, простые дома, сельскохозяйственные участки и т. д. При Навуходоносоре II часть предместий Восточного города была окружена Внешней стеной; тогда же там был выстроен Летний или Северный дворец. Через предместья проходила знаменитая улица Процессий; в той же части города находились две массивные крепости или замка прикрывавшие главный вход в Вавилон через ворота Иштар. Из клинописных источников известно о различных частях предместий; в числе таковых — Лаббаната, а также Бит-шар-Бабили — элитный округ в районе Летнего дворца Навуходоносора. Археологами был раскопан Бит-акиту — Храм Нового года, располагавшийся недалеко от одного из замков, по улице Процессий.
Фортификация
Возвышение Вавилона в начале II тыс. до н. э. происходило в условиях ожесточённой борьбы c другими городами-государствами и многочисленными полукочевыми племенами. По этой причине, уже цари I Вавилонской династии уделяли большое внимание строительству укреплений. В период расцвета, при X династии, Вавилон представлял собой мощную, практически неприступную крепость; в последующий персидский период (V—IV вв. до н. э.) взятие города осуществлялось или посредством военной хитрости, или же после длительной осады, измором, с многочисленными жертвами. Оборонительные сооружения Вавилона — это стены с башнями и воротами, отдельные крепости и бастионы, рвы. На протяжении веков они постоянно совершенствовались — перестраивались, меняли план и размеры.
Стены и башни
Укрепления основной части Вавилона в 1970
Ранние стены Вавилона известны только со времен I династии и только из клинописных источников; точное местонахождение этих сооружений неясно. К ранним укреплениям Вавилона относятся Большая стена и Новая Великая стена.
- «Большая стена» Вавилона (шум. BAD. GAL. KA. DIGIR. RAki). Датировочные формулы первого царя I династии, Сумуабума, упоминают о возведении им «Большой»/«Великой» (шум. GAL) стены вокруг Вавилона уже в первый год его правления (ок. 1894 г. до н. э. согласно средней хронологии). Спустя 18 лет эта же стена была завершена или перестроена Сумулаэлем. По мнению исследователей, «Большая стена» должна была охватывать древнейшее ядро города — кварталы Эриду, Кумар и часть Куллаба[18]; план этого сооружения мог приближаться к овальному[19]. «Новая Великая стена» Вавилона (шум. BAD. MA?.GIBIL. KA. DIGIR. RAki) или стена Апиль-Сина (в научной литературе). Исходя из датировочных формул, возведена на второй год правления царя Апиль-Сина (то есть ок. 1830 г. до н. э. — согласно средней хронологии). По одной версии, это обновлённая «Большая стена», по другой — совершенно новое сооружение. Главные ворота её восточной части достаточно долго (около сорока лет) могли оставаться недостроенными[18]. Положение и план стены Апиль-Сина неясны: сооружение могло повторять очертания ранней «Большой стены» или же охватывать большие территории[20]. В дальнейшем, это сооружение было заменено стеной Имгур-Эллиль, по всей видимости пришло в негодность и было разобрано[20]. Стена Имгур-Эллиль (аккад. BAD im-gur dEN. LIL: «Энлиль соизволил») — основная прямоугольная стена Вавилона, известная из письменных источников и засвидетельствованная археологически (остатки стены сохранились до наших дней). Дата возведения неизвестна, но предполагается что сооружение определённо существовало к концу касситского периода, поскольку именно в то время появляется прямоугольная, симметричная планировка месопотамских городов (примеры Дур-Куригальзу и Борсиппы)[21]. Длина стены Имгур-Эллиль вокруг Западного города составляла около 3580 м (1100 м — северная сторона, 1460 м — западная и 1020 м — южная сторона). Длина стены Имгур-Эллиль вокруг Восточного города составляла около 4435 м (1400+1650+1385 м). Общий периметр укреплений оценивается в 8015 м. На каждой стороне этого прямоугольника имелось по двое массивных ворот; приблизительно через каждые 20 м в стене чередовались малые продольные и большие поперечные башни. При Навуходоносоре II толщина Имгур-Эллиль была доведена до 5,5 м. Высота стены доподлинно неизвестна; в верхней части стены, башен и ворот имелись зубцы. Стена Немет-Эллиль (аккад. BAD ni-mit dEN. LIL «Местожительство Энлиля»), часто именуемая «валом» (аккад. salu). Опоясывала по внешнему периметру Имгур-Эллиль, дублируя последнюю. При халдейской династии толщина «вала» достигла 3,75 м, но в целом Немет-Эллиль была тоньше и, по всей видимости, ниже основной стены, имела меньшее количество башен. Ворота в Имгур-Эллиль продолжались в Немет-Эллиль, то есть были общими для обеих линий укреплений.
Стены Вавилона после современной реконструкции
- Стена рва — третья линия укреплений основной части города. Проходила по внешнему периметру стены Немет-Эллиль и была окружена оборонительным рвом. Самая тонкая и низкая стена. Возведена в эпоху X династии. Внешняя стена Навуходоносора II — масштабная линия укреплений на восточном берегу Евфрата, возведенная известным царём. Начиналась к северу от Вавилона на берегу реки, огибала Летний дворец-крепость, обводила часть предместий и заканчивалась на берегу Евфрата к югу от основной части города. Внешняя стена имела 110 башен, пять ворот, а также оборонительный ров с водой по внешнему периметру. Стена набережной — защищала Восточный город со стороны Евфрата. Возведена при халдейской династии (окончательно достроена Набонидом). По сути, замыкала Внешнюю стену Навуходоносора. Имелись башни и ворота; через последние можно было выйти на мосты, ведуще в Западный город.
Городские ворота
Ворота ранних укреплений
Эти сооружения известны лишь по клинописным источникам, археологи пока не обнаружили их останков. Поскольку актуальность этих сооружений исчезла с появлением стены Имгур-Эллиль; постольку ворота ранних укреплений могли исчезнуть достаточно давно. С другой стороны, память об этих сооружениях сохранялась достаточно долго, поскольку через них проходили линии границ между кварталами, что нашло отражение в топографических текстах. Предполагается, что «Большая» и/или «Новая Великая стена Вавилона» сообщались с внешним миром посредством следующих ворот.
- Великие ворота (шум. KA. GAL. MA?, аккад. abulmai) — на севере Восточного города. Открывались дорогой в Сиппар. Рыночные ворота (шум. KA. GAL. GANBA, аккад. abul mairi) — на юге Восточного города. Открывались дорогой в Дильбат Ворота Акуcа (аккад. abulli A-ku-si-tum) — на юго-западе Западного города. Названы в честь города Акус(ум) или Акуц(ум), упоминаемого в том числе в датировочных формулах Сумуэля царя Ларсы. Ворота Лугальирры (аккад. bab-dLugal-ir9-ra) — на северо-западе Западного города. Название — в честь божества Лугальирра (Лугаль-Ирра, возможно — ипостась бога чумы Эрры). Память об этих воротах сохранилась в названии квартала Баб-Лугальирра.
Помимо перечисленных, могли существовать и другие ворота, например на востоке Восточного города.
Ворота основной части города
Реконструкция ворот Иштар в Пергамском музее
Восемь ворот через стены основной части города носили имена важнейших месопотамских божеств. Порталы Восточного города исследованы археологически; их местонахождение точно установлено. Порталы Западного города идентифицированы лишь по клинописным текстам, известно их приблизительное местонахождение. В топографических текстах (Tintir) ворота основной части города упоминаются в следующем порядке.
- Ворота Ураш (аккад. abul dUras) — южный портал Восточного города; наиболее раннее упоминание — в надписях Набопаласара и Навуходоносора II. Ворота открывались дорогой на юг, которая шла вдоль Евфрата в сторону города Дильбат, где располагался центр почитания Ураш — древней шумерской богини земли. Ворота Забабы (аккад. abul dZa-ba4-ba4) — самые южные из двух (вторые — ворота Мардука) восточных ворот Восточного города. Впервые упоминаются в анналах Синаххериба и нововавилонских коммерческих документах. Открывались дорогой в древний город Киш, центр почитания бога-воителя Забабы. В «Истории» Геродота эти ворота названы «Киссийскими» (от названия города Киш, аккад. Kiski). Ворота Мардука (аккад. abul dMarduk) — вторые восточные ворота Восточного города; располагались севернее ворот Забабы. У Геродота названы «Белскими» (от аккад. dBel — «Господь», титул верховного бога Мардука). Ворота Иштар (аккад. abul dIstar(15))
Основная статья: Ворота Иштар
Северный портал Восточного города, самые известные ворота Вавилона. Через них проходила знаменитая улица Процессий, продолжавшаяся дорогой в город Сиппар. Названы в честь Иштар — богини-воительницы, культ которой был связан с широким спектром идей и своеобразными сексуальными практиками. Ворота были раскопаны немецкой экспедицией, перевезены в Пергамский музей и реконструированы там.
- Ворота Энлиля (аккад. abul dEn-lil) — портал Западного города; предположительно — на северной стороне стены. Названы в честь древнего верховного бога шумерского пантеона, владыки ветра Энлиля (аккад. Эллиль). Царские ворота (аккад. abul sarri(LUGAL)) — портал Западного города; предположительно — на западной стороне стены, но севернее ворот Адада. Ворота Адада (аккад. abul dAdad) — портал Западного города; предположительно — на западной стороне стены, но южнее Царских ворот. Названы в честь бога бури Адада. Ворота Шамаша (аккад. abul dSamas) — портал Западного города; предположительно — на южной стороне стены. Названы в честь солнечного бога Шамаша
Кроме того, известный специалист по топографии Вавилона, Э. Унгер, предположил существование ворот Сина, которые он помещал в Восточном городе; однако современные исследователи считают это предположение ошибочными.
Ворота внешней стены
Оборонительные рвы
Улицы и дороги
Гидротехнические сооружения
Культовые сооружения
Дворцы
Сады и павильоны
Эллинистические постройки
Жилая застройка
Прочее
История исследования
Основная статья: Ассириология
Ранние упоминания и свидетельства путешественников
Вавилон никогда не исчезал из поля зрения исследователей, о его местонахождении с большей или меньшей точностью было известно всегда. Сведения об этом городе имеются ещё у античных авторов, в частности у Геродота[22], Ктесия[23], Ксенофонта[24], Диодора Сицилийского[25], Помпея Трога[26], Иосифа Флавия[27] и других. Однако все они уже не застали Вавилонского царства и потому приводимые ими исторические сведения изобилуют ошибками и пересказами откровенно легендарных сюжетов. В то же время, вавилонянином Беросом, являвшемся жрецом бога Мардука была составлена история города и окружавшей его страны[28], однако этот труд уцелел лишь фрагментарно в списках Диодора, Евсевия и некоторых других авторов.
Холм Бирс Нимруд, принимавшийся ранними исследователями за руины Вавилонской башни
После того как эллинистический правитель Антиох I Сотер переселил часть жителей города в Селевкию-на-Тигре, Вавилон постепенно сошёл с исторической сцены, превратившись в незначительное поселение. Но распространение христианства вдохнуло новую жизнь в образ этого города, во многом, благодаря его роли в ветхозаветной истории, а также особому месту в христианской эсхатологии.
Арабские авторы также сохранили память о Вавилоне, но их сведения очень скудны и часто ограничиваются лишь упоминанием названия города. В X веке Ибн-Хаукаль, предположительно, посетил Вавилон и описал его как небольшую деревню[29].
В течение долгого времени, знания о Вавилоне черпались из священных книг иудаизма и христианства, а также трудов античных авторов. Именно оттуда появились известные сказания о Вавилонской башне, смешении языков, Висячих садах, легендарных царицах Семирамиде и Нитокрис, а также реально существовавших личностях — Навуходоносоре, Валтасаре и др. Вскоре эти сказания стали дополняться сведениями путешественников, посещавших ближневосточные земли; особый интерес вызывали поиски знаменитой Вавилонской башни.
Первым европейцем, совершившим путешествие в Вавилон стал раввин Вениамин Тудельский, который в период между 1160 и 1173 годами побывал там дважды, упомянув о руинах дворца Навуходоносора и остатках легендарной башни[30], за которую он принял руины в Бирс Нимруде (историческая Борсиппа). Между 1573 и 1576 гг. Вавилон посетил немецкий учёный Леонард Раувольф, оставивший описание этих мест[31]; увидев величественные руины зиккурата в Акар-Куфе, он принял их за остатки Вавилонской башни, однако, как оказалось позднее, это были руины города Дур-Куригальзу. Схожего взгляда на зиккурат в Акар-Куфе придерживался и английский купец Джон Элдред, бывший здесь в конце XVI века[32]. На рубеже XV — XVI веков Вавилон посещал Ганс Шильтбергер, оруженосец рыцаря Линхарта Рехартингера[33][34]
В 1616 году Вавилон посетил итальянский путешественник Пьетро делла Валле[35], который связал Башню с холмом (теллем) Бабиль, произвел измерения, сделал описания и привёз в Европу несколько кирпичей с клинописными надписями, собранных как в Вавилоне, так и в Телль эль-Мукаййаре. В 1765 году там побывал Карстен Нибур[36]. Как и его предшественники, интересовавшиеся местонахождением знаменитой Вавилонской башни, Нибур связывал этот объект с теллем Бирс Нимруд[37]. В 1780 и 1790 годах руины великого города посетил французский аббат Жозеф де Бошам, описавший разграбление Вавилона местными жителями и торговлю добывавшимися из его развалин кирпичами; он привёл ук
Опубликовано пользователем Valeratal