Вавилонская башня (картина)
Вавилонская башня (значения).
Питер Брейгель Старший
Вавилонская башня (Вена), 1563
Дерево, Масло. 114?155 см
Музей истории искусств, Вена
«Вавилонская башня» — известная картина художника Питера Брейгеля. Художник создал как минимум две картины на этот сюжет.
Сюжет
В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено. Мораль сей картины — бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.
«Вавилонская башня» (Вена)
Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.
Римский Колизей
Известно, что в 1553 г. Брейгель побывал в Риме. В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды.
Изображённые на картине люди — рабочие, каменотёсы — кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв. Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода — легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи.
Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.
«Вавилонская башня» (Роттердам)
Питер Брейгель Старший
Вавилонская башня (Роттердам), около 1563
Дерево, Масло. 60?74,5 см
Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам
Предположительно тем же 1563 годом датирована и меньшая картина из музея Бойманса-ван Бёнингена, так называемая «Малая Вавилонская башня». У историков искусства нет единого мнения о том, написана эта картина несколько позднее или несколько раньше «Большой Вавилонской башни». Здесь стройка уже приостановлена: людей на ней вообще не видно. В отличие от «Большой Вавилонской башни», картина выполнена в тёмной цветовой гамме и выглядит довольно мрачной.
Интересные факты
- Вариант ещё меньшего формата «Вавилонской башни» находится в Дрезденской картинной галерее. Возможно, Брейгель написал и больше экземпляров на популярный сюжет, которые однако до нашего времени не сохранились. Так, например, в поручительствах антверпенского купца Никлаэса Йонгхелинка, датированных 1565 г., упоминается ещё одна «Вавилонская башня» Брейгеля.
- Аллюзией на «Вавилонскую башню» Брейгеля является изображение города Минас Тирит в фильме «Властелин колец». Фрагмент картины был использован в оформлении обложки сингла группы Кипелов «Вавилон» Фрагмент картины был использован в оформлении обложки фильма Марии Саакян "Энтропия" (2012)
Опубликовано пользователем Valeratal