Волжская ГЭС
Волжская ГЭС
Панорама Волжской ГЭС
Страна
Россия Россия
Река
Волга
Каскад
Волжско-Камский
Собственник
РусГидро
Статус
действующая
Год начала строительства
1952
Годы ввода агрегатов
1958/1961
Основные характеристики
Годовая выработка электроэнергии, млн кВтч
11 626
Разновидность электростанции
русловая
Расчётный напор, м
20
Электрическая мощность, МВт
2592,5 МВт
Характеристики оборудования
Тип турбин
поворотно-лопастные
Количество и марка турбин
1 ПР-30/587а-В-930, 15 ПЛ-587-ВБ-930, 7 ПЛ-30/587-В-930, 1 ПЛ-30-В-330
Расход через турбины, м?/сек
1?, 15?695, 7?, 1?
Количество и марка генераторов
23 агрегата СВ2 1500/200-88, ВГС 525/84-32
Мощность генераторов, МВт
15?115, 4?120, 3?125,5, 1?11
Основные сооружения
Тип плотины
бетонная водосливная, земляная намывная
Высота плотины, м
44,47
Длина плотины, м
725, 3249
Шлюз
двухниточный двухкамерный
ОРУ
220 кВ и 500 кВ
На карте
Волжская ГЭС
Координаты: 48°49?28 с. ш. 44°40?36 в. д. / 48.82444° с. ш. 44.67667° в. д. / 48.82444; 44.67667 (G) (O) (Я)
Волжская ГЭС (Сталинградская/Волгоградская ГЭС, имени XXII съезда КПСС) — гидроэлектростанция на реке Волге в Волгоградской области, в городе Волжском. Крупнейшая гидроэлектростанция в Европе. Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС.
Общие сведения
Строительство ГЭС началось в 1950 году, закончилось в 1961 году. ГЭС является средненапорной гидроэлектростанцией руслового типа.
Состав сооружений ГЭС:
- бетонная водосливная плотина длиной 725 м, наибольшей высотой 44 м; земляная намывная плотина длиной 3249 м и наибольшей высотой 47 м, состоит из правобережного руслового участка длиной 1193 м, пойменного участка длиной 803 м, левобережного участка длиной 1253 м; здание ГЭС совмещённого типа длиной 736 м, состоящее из одиннадцати агрегатных секций по два гидроагрегата в каждой; рыбоподъёмник; двухниточные двухкамерные судоходные шлюзы с аванпортом, низовым походным каналом и водосбросом; межшлюзовая ГЭС; ОРУ 220 кВ; ОРУ 500 кВ.
По сооружениям ГЭС проложены железнодорожный и автомобильный переходы.
Машинный зал, 1961 год
Мощность ГЭС — 2592,5 МВт, среднегодовая выработка — 11,1 млрд кВт·ч. В здании ГЭС установлены 22 гидроагрегата с поворотно-лопастными турбинами ПР-30/587а-В-930 (ст. № 1), ПЛ-587-ВБ-930 (ст. № 2, 5—8, 10, 12—15, 18, 20, 21) и ПЛ-30/877-В-930 (ст. № 3, 9, 11, 16, 17, 19, 22), работающими при рабочем напоре 20 м: 15 — мощностью по 115 МВт, 3 — мощностью по 125,5 МВт и 4 — мощностью по 120 МВт, а также агрегат рыбоподъёмника ПЛ-30-В-330 мощностью 11 МВт. В здании межшлюзовой ГЭС, конструктивно являющейся частью гидроузла, но юридически не относящейся к Волжской ГЭС, установлено два гидроагрегата с поворотно-лопастными турбинами ПЛ-30-В-330 и генераторами ВГС-525/84-32, работающих при расчётном напоре 17 м.
Производитель гидротурбин основных гидроагрегатов станции (6 лопастей, диаметр рабочего колеса 9,3 м) и всех гидрогенераторов — ОАО «Силовые машины», гидротурбин рыбоподъёмника и межшлюзовой ГЭС (6 лопастей, диаметр рабочего колеса 3,3 м) — харьковское предприятие «Турбоатом».
Максимальная пропускная способность гидроузла составляет 25 000 м?/с[1]. Напорные сооружения ГЭС, с общей длиной напорного фронта 4,9 км, образуют крупное Волгоградское водохранилище.
Электростанцию проектировали 11 научно-исследовательских институтов во главе с «Гидропроектом».
Волжская ГЭС входит в состав ОАО «РусГидро» на правах филиала.
Экономическое значение
Ввод в эксплуатацию Волжской ГЭС сыграл решающую роль в энергоснабжении Нижнего Поволжья и Донбасса и объединении между собой крупных энергосистем Центра, Поволжья, Юга. Экономический район Нижнего Поволжья также получил мощную энергетическую базу для дальнейшего развития народного хозяйства. Важную роль играет ГЭС и в создании глубоководного пути на всем протяжении Нижней Волги — от Саратова до Астрахани. Сооружения гидроузла использованы для устройства по ним постоянных железнодорожного и автодорожного переходов через Волгу. Они обеспечивают кратчайшую связь районов Поволжья между собой. Кроме своей основной функции — выработки электроэнергии — Волжская ГЭС создаёт возможность для орошения и обводнения больших массивов засушливых земель Заволжья.
Электроснабжение местных потребителей — «Волгоградэнерго» — осуществляется на напряжении 220 кВ. С Объединённой энергосистемой Центра гидроэлектростанция связана двумя линиями электропередачи 500 кВ. На напряжении 800 кВ по линии «Волгоград — Донбасс» осуществляется связь с объединённой энергосистемой Юга. Управление, регулирование и контроль работы электромеханического оборудования гидростанции осуществляется автоматически с использованием средств телемеханики ближнего действия. Контроль и регулирование режима гидроэлектростанции могут выполняться телемеханически по линиям электропередачи с объединенного диспетчерского пункта из Москвы.
Показатели деятельности
Выработано электроэнергии за год, млн кВт·ч
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
11 306,9[2]
Экологические аспекты
Плотина Волжской ГЭС, являющейся нижней ступенью каскада, перекрыла путь на нерест проходным рыбам Каспийского моря. Особенно пострадали белуга, русский осётр, белорыбица, волжская сельдь. Для поддержания их поголовья применяется искусственное рыборазведение. Построенный рыбоподъёмник оказался недостаточно эффективным (так, с 1962 по 1967 через плотину Волжской ГЭС осетровых пропускалось от 17 до 67 тысяч особей в год, сельдевых — от 435 до 1228 тысяч в год, кроме того, проходило также много сомов, сазанов, судаков, лещей и других рыб; однако это не более 15 % от необходимого). Меньше пострадали виды, нерестящиеся ниже плотины ГЭС, например, севрюга и вобла. Ухудшились условия воспроизводства рыб и в результате перераспределения стока — впрочем, здесь виноват весь Волжско-Камский каскад ГЭС.
Как и другие крупные равнинные ГЭС, Волжская гидроэлектростанция критикуется за большие потери земель в результате затопления, подтопления и переработки берегов.
История строительства
Многочисленные С-80 на строительстве ВГЭС, ноябрь 1961 Марка СССР (1951): Сталинградская ГЭС (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1655)
6 августа 1950 года было подписано постановление Совмина СССР № 3555 о сооружении севернее Сталинграда гидроузла мощностью не менее 1,7 млн кВт. Уже 31 августа в печати было опубликовано постановление Совета Министров СССР о строительстве Сталинградской ГЭС. Этим постановлением правительства образована строительная организация «Сталинградгидрострой».
Первый грунт в котловане для будущей гидроэлектростанции был вынут в 1952 году. На сооружении ГЭС трудились 10 000 комсомольцев, а также 20 000 заключённых Ахтубинского исправительно-трудового лагеря (входившего в Сталинградгидрострой МВД СССР; лагерь просуществовал до мая 1953 года)[7].
Строящаяся ГЭС получала оборудование со всей страны: турбины и генераторы из Ленинграда, из Свердловска и Запорожья — новейшее электрооборудование, различные машины слали Москва, Ташкент, Челябинск, Харьков, лес — Карелия. Свыше 1500 предприятий страны, десятки научно-исследовательских институтов направляли свое оборудование и специалистов.
Многое на гидростанции делалось впервые в истории отечественной энергетики. В декабре 1959 года впервые была введена в эксплуатацию высоковольтная линия электропередачи напряжением 500 кВ «Сталинград — Москва». Впервые в мировой практике была построена, испытана и сдана в промышленную эксплуатацию передача постоянного тока 800 кВ «Волгоград — Донбасс». После ввода в постоянную эксплуатацию Волжская ГЭС стала испытательным полигоном электротехнического и гидромеханического оборудования для строившихся в 1960—70-е годы сибирских и зарубежных гидростанций. Первый гидроагрегат был пущен 22 декабря 1958 года. В эксплуатацию ГЭС была принята правительственной комиссией 10 сентября 1961 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР ей было присвоено название «Волжская гидроэлектростанция имени XXII съезда КПСС».
Реконструкция станции
За 50 лет эксплуатации станции её оборудование значительно устарело, в связи с чем производится его постепенная замена и реконструкция. В первую очередь обновляется тракт выдачи электроэнергии, в частности, реконструируется открытое распределительное устройство. Также проходит модернизацию гидросиловое оборудование — заменяются гидротурбины, модернизируются гидрогенераторы. К концу 2007 года произведена реконструкция 10 гидроагрегатов без увеличения их мощности; в дальнейшем планируется заменять гидротурбины на новые, более эффективные, что позволит увеличить мощность гидроагрегатов. Поставщиком новых гидротурбин является ОАО «Силовые машины»[8].
- В феврале 2008 года была закончена реконструкция гидроагрегата со станционным номером 17 — произведена замена гидротурбины на более мощную, модернизирована система управления гидроагрегатом[9]. Перемаркировка гидроагрегата на повышенную мощность была произведена через два года. С 1 января 2009 года мощность станции увеличилась на 10 МВт в результате перемаркировки двух гидроагрегатов (станционные номера 16 и 22) после реконструкции, включающей замену гидротурбин[10]. 29 декабря 2009 года после реконструкции пущена турбина гидроагрегата со станционным номером 3. Гидротурбина заменена на новую, мощностью 125,5 МВт[11]. 25 января 2010 года установленная мощность увеличена на 21 МВт (в результате перемаркировки гидроагрегатов со станционными номерами 11 и 17) и теперь составляет 2572 МВт[12]. 10 февраля 2010 года было объявлено о заключении контракта между ОАО «Силовые машины» и ОАО «РусГидро». Контракт предусматривает замену гидротурбин со станционными номерами 12, 8, 5, 20. Максимальная мощность новых, экологически чистых гидротурбин составит 145 МВт. Пуск новых турбин планируется осуществить в 2012—2013 годах[13]. С 1 апреля 2010 года увеличена на 10,5 МВт и теперь составляет 2582,5 МВт вместо прежних 2572 МВт. На основании акта о перемаркировке гидроагрегатов установленная мощность 3-го гидроагрегата изменилась со 115 до 125,5 МВт. С 7 апреля 2011 года установленная мощность Волжской ГЭС увеличена на 5 МВт и составляет 2587,5 МВт, вследствие перемаркировки гидроагрегата № 9[14].
Интересные факты
- На строительстве Волжской ГЭС в районе водосливной плотины гидростроители утрамбовали глину толщиной в 12 метров.[15]:С. 42[нет в источнике] 140 000 000 мгрунта было выбрано во время строительства Волжской ГЭС. Если бы была необходимость весь этот грунт перевезти в товарном поезде, то потребовалось бы 8 миллионов вагонов.[15]:С. 44[нет в источнике]
Опубликовано пользователем Valeratal