Воспитательный дом (Флоренция)
: 43°46?34 с. ш. 11°15?40 в. д. / 43.7763083° с. ш. 11.2612139° в. д. / 43.7763083; 11.2612139 (G) (O) (Я)
Оспедале дельи Инноченти (итал. Ospedale degli Innocenti — Приют невинных) или Воспитательный дом — одна из достопримечательностей города Флоренция, Италия, находится на площади Святейшего Благовещения по соседству с одноимённой базиликой. Бывший приют для бездомных детей, построенный в первой половине XV века архитектором Филиппо Брунеллески[1]. Одно из первых сооружений в стиле Возрождения[2], оказавшее огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры.
История
Строительство
Герб гильдии Арте делла Сета[fr] на фасаде приюта
Учреждение было создано в рамках обширной программы благотворительных инициатив флорентийской олигархии, направленной на улучшение условий жизни граждан и санитарной обстановки. Строительство приюта было поручено в 1419 году архитектору Филиппо Брунеллески флорентийской гильдией искусств Арте делла Сета[fr]. Местом для строительства воспитательного дома был выбран монастырский огород близлежащей церкви Сантиссима-Аннунциата. До 1427 года работами руководил непосредственно Брунеллески; тогда первый этап строительства был завершён. В 1430 году к южной части здания была добавлена пристройка, а в 1439 году был закончен верхний этаж, однако без пилястр, которые были предусмотрены Брунеллески. Позже был добавлен и сводчатый коридор в левой части лоджии. Поскольку строительство лоджии было начато раньше, чем самого учреждения, воспитательный дом был официально открыт лишь в 1445 году. Он стал первым сиротским приютом Европы такого масштаба[2].
Учреждение
«Флорентийский младенец», изображённый в тондо на фасаде здания, в некоторых странах стал символом педиатрии.
Воспитательный дом нёс ответственность за бездомных детей и предоставлял им возможность интеграции в общество. Его деятельность отражала социальные и гуманистические взгляды Флоренции в период раннего Возрождения. Первый подкидыш появился там 5 февраля 1445 года, десять дней спустя открытие. Когда дети попадали в приют, сначала за ними ухаживали кормилицы, однако постепенно их отучали от кормления грудью. Мальчиков учили читать и писать, а в дальнейшем они получали знания по способностям. Девочки, в свою очередь, считались слабым полом, хрупкими и наиболее уязвимыми; преподаватели обучали их шитью, приготовлению пищи и другим умениям, необходимым для будущей домохозяйки. При выпуске учреждение обеспечивало их приданым и давало возможность либо выйти замуж, либо уйти в монастырь. В 1520-х годах для воспитанниц, не выбравших ни то, ни другое, к южной части здания со стороны улицы Виа де'Фиббиаи была добавлена специальная пристройка.
В 1552 году управляющим (итал. spedalingo) воспитательного дома был назначен Винченцо Боргини[it], нанятый Козимо Медичи, Великим герцогом тосканским. Спустя десять лет своего становления руководителем, он стремился наладить контакты с работниками приюта, чтобы избавиться от нечестных кормилиц, наживавшихся на детях. Некоторые работницы прибегали к тому, что кормили младенцев коровьим или козьим молоком. Иногда матери по каким-то причинам бросали своих собственных детей, чтобы кормить грудью ребёнка из приюта. Случалось даже так, что матери специально подкидывали своих детей в приют, чтобы устроиться туда кормилицей и там ухаживать за своим же ребёнком, только уже за деньги. Последние, между прочем, выплачивались даже после смерти младенца.
Воспитательный дом страдал от денежных задолженностей. Главной проблемой была неравномерность расходов и доходов. Козимо и Франческо превратили приют в нестабильное предприятие, бывшее чем-то средним между частной благотворительным учреждением и коммерческим делом, и постоянно забирали оттуда деньги. Долг приюта вырос с 300 до 700 тысяч лир, когда его обычные ежегодные расходы не превышали 100 тысяч.
Увеличение долгов привело к тому, что все воспитанники приюта были распущены. Боргини хотел, чтобы в будущем дети смогли выйти в люди и приобрести себе доброе имя. Мальчиков отпускали в возрасте восемнадцати лет, а девочки старались попасть в знатные семьи (с увеличенным приданным для тех, кто хотел выйти замуж). Женщины, не вышедшие замуж и не ставшие монахинями, обучались торговому делу и ручному труду. Бывало так, что из-за перенаселённости, некоторых девушек выселяли из приюта, и они были вынуждены становиться проститутками. Возникали и дополнительные проблемы, такие как домашнее насилие и оскорбительные отношения.
В XVI веке приют пережил три периода сильного голода: в 1556-1557, 1567 и 1569-1570 годах. Причиной голода стал дисбаланс между количеством населения и сельскохозяйственными мощностями, при котором было очень трудно понижать цены. Тогда по приюту ударило как увеличение числа населения, так и высокие цены на пшеницу. В 1557 году возникли проблемы с поставкой зерновых, когда во время наводнения был затоплен амбар приюта.
Иногда детей оставляли в чаше перед портиком, однако в 1660 году она была убрана. На её место было установлено крутящееся горизонтальное колесо, которое относило младенца внутрь здания, при этом его родитель ребёнка оставался незамеченным; это позволяло людям оставлять своих детей анонимно. Эта система работала вплоть до 1875 года, когда приют был закрыт.
Наши дни
Сегодня в воспитательном доме по-прежнему располагаются важнейшие благотворительные организации Флоренции. Тут находятся двое яслей, школа материнства, три детских и один женский приют, офисы ЮНИСЕФ. В наши дни „Приют невинных“ также является национальным центром детства и юности[2].
Архитектурные особенности
Фасад представляет собой портик длиной 70 метров, состоящий из девяти полукруглых колонн композитного ордера. Внутри он украшен фресками в люнетах кисти Джованни ди Франческо[fr], Поккетти, Бернардино[en] и Гаспаро Мартелини. В пазухе сводов находятся глазурованные тондо из синего кафеля с рельефами с изображением младенца в пелёнках (ставшего в ряде стран символом педиатрии[3]) работы Андреа делла Роббиа (около 1490 года). Лишь несколько из них — подлинники, все остальные являются копиями XIX века. Над каждой аркой находится прямоугольное окно с треугольным фронтоном.
В центре здания находится квадратный двор, окруженный аркадой с приподнятым сводом. Арки опираются на колонны коринфского ордера, и в целом план выполнен на основе единого модуля. Раньше тут располагались лоджии.
Воспитательный дом во Флоренции интересен тем, что в нём впервые сочетаются колонны и несущие арки. В здании отражено чистое и ясное чувство пропорции. Высота колонн равняется расстоянию между ними и ширине самой аркады: это правильное соотношение формирует куб. Простые пропорции здания отражают новую эпоху, светское воспитание и понятие порядка и чёткости.
Брунеллески предусмотрел в своих проектах сочетание классической римской, романской и поздней готической архитектуры. Лоджия была построена по хорошо известной модели, также как и лоджия Ланци. Но использование круглых колонн с классическими капителями, в этом случае композитного ордера, в сочетании с доссеретами (небольшими пилястрами) стало новшеством.
Двор мужской части приюта
Двор женской части приюта, выполненный в ионическом ордере
Художественная галерея в музее приюта
«Поклонение волхвов» Доменико Гирландайо
Портик
В культуре
Оспедале дельи Инноченти можно увидеть в компьютерной игре Assassin's Creed II, тут проходит одна из её миссий: в 1498 году главный герой проникает во внутренний двор, чтобы убить одного из приспешников монаха Савонаролы, захватившего власть в городе[4].
Опубликовано пользователем Valeratal