Зал Столетия
Зал Столетия во Вроцлаве*
Centennial Hall in Wroclaw**
Всемирное наследие ЮНЕСКО
Страна
Тип
Критерии
Ссылка
Регион***
Включение
Координаты: 51°06?26 с. ш. 17°04?37 в. д. / 51.10722° с. ш. 17.07694° в. д. / 51.10722; 17.07694 (G) (O)
* Название в официальном рус. списке** Название в официальном англ. списке*** Регион по классификации ЮНЕСКО
Зал Столетия и Вроцлавский фонтан Зал Столетия на немецкой открытке (1920) Внутри Зала Столетия
Зал Столетия или Народный зал (польск. Hala Stulecia, Hala Ludowa; нем. Jahrhunderthalle) — зрительно-спортивный зал, расположенный в Щитницком парке во Вроцлаве. В 2006 году внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (один из 14 объектов этого списка, находящихся в Польше). Памятник истории. Возле Зала Столетия находится Вроцлавский фонтан.
Зал Столетия сыграл ключевую роль в развитии строительства из бетона. Сочетая в себе пионерские инженерные и архитектурные решения, он явился образцом для возведения позднейших железобетонных сооружений.
Построен в 1911—1913 году по проекту архитектора Макса Берга в раннемодернистическом стиле. Внесен в государственный список памятников архитектуры в 1962 году вместе с архитектурным комплексом, включающим Павильон четырех куполов, перголу и шпиль (Iglica).
История
От создания до 1945 года
В 1907 году городские власти Бреслау приняли решение отметить столетие Битвы народов под Лейпцигом (1813). Была запланирована большая Выставка Столетия, организацию которой поручили Карлу Маснеру, директору Музея Художественного и Древнего Ремесла. Для этой цели город выделил территории, расположенные на окраине Щитницкого парка, на месте трассы для конных соревнований. Поблизости располагался основанный на 40 лет раньше и пользовавшийся растущей популярностью вроцлавский Зоологический сад.
Был проведен конкурс на освоение территории, в котором среди 43 представленных проектов победил проект городского архитектора Бреслау Макса Берга, сотрудничавших с ним инженеров Гюнтера Трауэра и Миллера, а также молодого выпускника лейпцигского факультета архитектуры Рихарда Конвяжа. Несмотря на оригинальный, но неоднозначный проект Зала и высокую проектную стоимость (1,9 миллионов марок), 28 июня 1911 года было получено официальное разрешение на строительство.
В момент создания Зал представлял собой исключительный объект. Он имел самые широкие в мире железобетонные перекрытия — большие размеры имели тогда лишь немногочисленные стальные конструкции. Зал имел 42 м высоты, а венчающий его купол — 67 м в диаметре. Максимальная ширина внутри Зала составляла 95 метров, а полезная площадь составила 14,0 тыс. квадратных метров. Кроме собственно центрального зала, в строении было предусмотрено еще 56 других выставочных помещений и обширные кулуары, окружающие главный зал. Здание в целом было рассчитано на 10 тысяч человек, в том числе 6000 человек в центральном зале.
Пионерским был подход Берга и к архитектонике. Проектируя Зал, он сосредоточился на функциональности и проектировании внутренних помещений в гармонии с окружением, придании форме завершенности.
Для того чтобы гармонизировать отдельно стоящий Зал Столетия с окружающими его объектами, он был вписан в спроектированный Хансом Пёльцигом выставочный комплекс, носящий классицистический характер, достаточно типичный для первых лет XX века. Комплекс включал перголу высотой до 4,6 и длиной 640 метров.
Строительство Зала было завершено в декабре 1912 года за полтора месяца до запланированного срока. Во время его строительства на окружающей территории были возведены многочисленные выставочные объекты, в том числе Павильон четырех куполов, развлекательные сооружения и т. п. В Зале был размещен специально спроектированный и изготовленный известной франкфуртской фирмой Sauer орган, имеющий 222 регистра и 16706 трубок, на тот момент крупнейший в мире.
Выставка Столетия и Зал были торжественно открыты показом пьесы Герхарда Гауптманна.
После окончания Выставки Столетия территория вокруг Зала несколько раз перестраивалась. В самом Зале также производились некоторые переделки (главного входа и лестничных клеток). Автором этих проектов чаще всего был Рихард Конвяж.
Перед Второй мировой войной Зал, кроме выставок и менее значительных мероприятий, несколько раз становился местом массовых торжеств, в том числе публичных выступлений ведущих функционеров НСДАП, включая Адольфа Гитлера.
После 1945 года
Шпиль («Iglica»)
Зал Столетия пережил Второй мировую войну без серьёзных разрушений, однако орган был поврежден. Выставочные территории вокруг Зала и она сама впервые были использованы с июля по сентябрь 1948 года для организации Выставки возвращенных земель и во время сопутствующего ей (25-28 августа) Всемирного конгресса интеллектуалов за мир.
В период Польской Народной Республики в Зале не проводились серьёзные работы, способные изменить его характер. Не было сделано никаких изменений, за исключением удаления гитлеровской символики, наращивания бетонного пола в кулуарах, установки центрального отопления (до этого Зал вообще не обогревался), установки звукоусилителей и тому подобных незначительных ремонтных работ и изменений. Зал был местом проведения концертов (в нем выступал, например, Марино Марини) и спортивных мероприятий (XIII Чемпионат Европы по баскетболу среди мужчин в 1963 году). В Зале работал крупнейший в городе кинотеатр «Гигант».
Значительные изменения претерпела лишь окружавшая Зал территория, после того как южная часть выставочного комплекса была передана зоопарку, а в особенности после установки в 1948 году на площади перед входом 106-метрового шпиля, который коренным образом изменил статичный характер главного входа Зала.
Во время генерального ремонта в 1997 году на окнах были установлены белые пластиковые шторы, понижен на 1 метр пол, были установлены передвижные трибуны и раскладная арена, позволяющие приспосабливать Зал, в зависимости от текущих надобностей, для проведения спортивных, зрелищных или ярмарочных мероприятий. Новые элементы достаточно сильно выделяются на фоне серых стен.
В Зале проходят крупные ярмарки, проводятся оперные представления (в октябре 2006 года прошел Вагнеровский оперный фестиваль), несколько сезонов Зал использовался для проведения баскетбольных соревнований. В 1997 году в нем проходил Евхаристический конгресс с участием папы римского Иоанна Павла II.
Опубликовано пользователем Valeratal