Железные дороги и поезда в Испании

Сеть железных дорог охватывает большинство регионов страны, а также соединяет Испанию с Португалией и Францией. Крупнейшим оператором является государственная компания RENFE, другие компании обслуживают, как правило, небольшие региональные сети. Наиболее значима из них Euskotren, действующая в Стране Басков. Помимо континентальной Испании, две железнодорожные линии есть на острове Мальорка.

Железные дороги Испании уникальны в плане наличия двух параллельно существующих систем - традиционной местной широкой колеи (она шире даже российской) и стандартной европейской. Последняя используется почти только для высокоскоростных поездов. Кроме того, в Испании налажено производство составов Talgo, способных переходить с широкой колеи на стандартную и наоборот - на медленном ходу изменяется расстояние между колесами вагона.

Виды поездов в Испании

И словно сложностей с колеей было мало, RENFE создала еще и крайне путаную систему поездов, подразделив их на множество различных брендов, часто совершенно однотипных. При этом билеты на один тип поезда, как правило, не действуют на всех прочих. Кроме того, на всех дальних и высокоскоростных поездах обязательно резервирование конкретного места. Купить билет уже в поезде, за редким исключением, нельзя. Следствием часто являются очереди в кассы.

На внутригородских и пригородных направлениях работают электрички, которые называются Сercanias (в Каталонии - Rodalies). Внутри городов на них могут действовать билеты городского транспорта. На региональных линиях, помимо Сercanias/Rodalies, ходят также поезда Regional, Regional Expres и Media Distancia (возможны и другие варианты).

Дальние маршруты обслуживают поезда InterCity, Diurno, а также скоростные Talgo, Arco, Alaris, Altaria. Кроме того, создана мощная сеть высокоскоростных поездов, следующих с максимальной скоростью 220-320 км/ч. Основной бренд - AVE (Alta Velocidad Espanola), остальные - Alvia, Avant и Euromed.

Поезда AVE и Avant используют исключительно высокоскоростные магистрали, но первые следуют по дальним направлениям, а вторые предназначены для коротких — максимальная протяжённость маршрута составляет примерно 200 километров. При этом у поездов Avant нет деления на классы и дополнительных сервисов и, как правило, ниже цены, больше остановок в пути и ниже средняя скорость. В отдельных случаях бренды AVE и Avant используются для одного и того же рейса, но первый - для дальних пассажиров, а второй - для региональных в выделенных для этого вагонах того же самого поезда. Универсальные поезда Alvia переходят в пути следования с высокоскоростной линии на обычную (а заодно - со стандартной европейской колеи на широкую испанскую). Высокоскоростные поезда Euromed используются только на широкой колее - на линии, соединяющий Барселону, Валенсию и Аликанте.

Поезда на дальних направлениях предлагают два основных уровня сервиса: 1 класс (Preferente) и 2 класс (Turista). Есть также варианты Turista Plus — чуть более дорогой 2 класс с более комфортабельными креслами и Club — улучшенный 1 класс, предлагаемый только на поездах AVE. Первый класс дороже второго в среднем в полтора раза. При этом, если сравнивать предварительные скидочные билеты, то пропорции могут быть иными, а в некоторых случаях более высокий класс может даже оказаться дешевле.

Ночные поезда именуются Estrella или Trenhotel. Однако число их постоянно сокращается ввиду бурного развития бюджетных авиакомпаний и скоростных поездов. Множество маршрутов, в том числе во Францию, Швейцарию и Италию, были ликвидированы в 2012-2013 годах. Из международных остался только сдвоенный Мадрид/Ирун — Лиссабон, внутренние представлены поездами Estrella Мадрид - Барселона, Мадрид — Портбуа и Бильбао — Малага, а также Trenhotel из Мадрида и Барселоны в Ла-Корунью и Виго. Ввиду низкого спроса на них часто доступны дешевые билеты, в том числе в лежачие вагоны (Cama или Litera). Во 2 классе это четырёхместное купе, в первом классе — одно- или двухместное купе, с завтраком. Цена сидячего ночного билета из Мадрида в Барселону при предварительной покупке начинается от 13 евро, лежачего - от 27 евро.

Цены на испанских поездах

В целом, железнодорожный транспорт в Испании дороже автобусного, хотя бывают и исключения. Билеты на поезда доступны в железнодорожных кассах и на сайте www.renfe.com, предварительные продажи открываются вплоть до 180 суток до дня поездки, в зависимости от маршрута. Стоимость проезда в пригородных и региональных поездах обычно фиксирована, но в дальних скоростных и высокоскоростных варьируется очень сильно и зависит от средней скорости, дня недели, времени отправления и спроса на рейс.

Стандартный тариф Flexible обычно довольно дорог (например, на линии Мадрид — Барселона он составляет 106 евро для поездов, идущих 3 часа, и 126 евро для поездов со временем в пути 2,5 часа). Однако при покупке заранее по тарифу Promo можно найти цену в 32 евро (38 для быстрейших рейсов), но такой билет нельзя сдать вообще и нет возможности выбрать места. С билетом Promo Plus можно выбрать место в вагоне и вернуть или поменять билет со штрафом в 20-30%, а цена на том же маршруте начинается от 37 евро (44 для быстрейших рейсов). Это сравнимо со стоимостью билетов на автобус (от 32 евро) при несравнимо меньшем времени в пути.

Также можно встретить тарифы Ultima Hora ("последний час") — билеты со скидкой незадолго до отправления, Duo — скидочный билет для двоих без возможности возврата, доступный только на международных направлениях при заблаговременной покупке. Есть и возвратный с большим штрафом тариф туда-обратно Ida y Vuelta, иногда также помогающий сэкономить - он дешевле стандартной цены на 20%. Для мини-групп часто самый дешёвый тариф — Mesa ("стол"), по которому можно купить сразу четыре места вокруг одного столика, при этом на сайте цена для удобства указывается для одного места. Дети с 4 до 12 лет имеют скидку в 40 %, дети до 4 лет ездят бесплатно.

Билет Барселона — Севилья (5,5 часов) стоит от 117 евро по полному тарифу в поезде AVE, но при выборе медленного Talgo (11,5 часов) стоимость составит 63 евро во втором классе и 82 — в первом, что все равно дешевле и быстрее автобуса. На линии Мадрид — Толедо ходит 17 поездов в день, время в пути 33 минуты, стоимость 13 евро, предварительных скидок нет. Цена переезда Барселона - Валенсия (3,5 часа) в поездах Talgo, Alvia или Euromed - 40-45 евро, но в предварительной продаже - от 13 евро, а на поезде InterCity можно уехать за 10 евро. Стандартный билет из Мадрида в Малагу (2,5 часа) обходится в 80 евро, но заранее можно купить и вдвое дешевле.

Билеты, как правило, доступны в день поездки (исключением могут быть пиковые рейсы). Однако промо-тарифы с приближением к дате поездки постепенно растут в цене и в итоге исчезают.

В ряде городов наличии билета на поезд AVE можно воспользоваться бесплатным проездом на пригородном поезде до станции отправления и от станции прибытия. При этом нужно распечатать специальный бесплатный билет.

В Испании действует европейский проездной InterRail, однако на всех дальних направлениях требуется бронирование места с доплатой, которая составляет обычно примерно 10 евро для высокоскоростных поездов. Более удобен проездной Spain Pass, доступный только для иностранцев. Он включает в себя фиксированное число поездок (от 4 до 12) в течение месяца по любым направлениям; каждая пересадка считается новой поездкой. Цена - от 162 до 550 евро в зависимости от числа поездок и класса вагона. Никаких доплат не требуется, но необходимо резервирование места на каждый рейс. При интенсивных поездках по отдельному региону имеет смысл узнать о наличии местных проездных.

Провоз багажа

Ограничений на провоз багажа в Испании нет. Следует помнить, что посадке на дальние поезда на вокзале предшествует контроль билетов (а в высокоскоростные поезда - еще и контроль безопасности), из-за чего часто возникают большие очереди. Поэтому на посадку следует приходить заранее.

Страна: 
Гид-словарь: 

Еще в этой стране