Александро-Невский собор (Варшава)

: 52°14?28 с. ш. 21°00?45 в. д. / 52.2412250° с. ш. 21.0127611° в. д. / 52.2412250; 21.0127611 (G) (O) (Я)
Саксонская площадь в 1919 году. Фото 1910-х годов Фото 1910-х годов Фото 1913 года Интерьер собора в 1915 году

Александро-Невский Собор в Варшаве (польск. Sobor sw. Aleksandra Newskiego) — русский православный собор в столице Польши, построенный на исходе императорской России. Располагался на Саксонской площади (сегодня переименована в площадь Пилсудского)[1]. Собор по проекту выдающегося русского архитектора Леонтия Николаевича Бенуа был заложен в 1894 и открыт в 1912 году. После завершения строительства собор достигал в высоту 70 метров и был на то время самым высоким зданием в Варшаве.

Собор был разрушен польскими властями в середине 1920-х годов, спустя менее чем 15 лет после открытия. Главными мотивами сноса послужило то, что собор, занимавший одну из главных площадей Варшавы, напоминал о русском господстве над Польшей. Кроме собора св. Александра Невского в Варшаве поляками по тем же мотивам были уничтожены и многие другие православные храмы на территории страны[2].

Предыстория

Польское государство прекратило своё существование в 1795 году в результате разделов Польши. Варшава вошла в состав Российской империи в 1815 по решению Венского конгресса и стала одним из крупнейших городов империи. Чтобы предотвратить повторение восстаний, во второй половине XIX века в городе располагался большой гарнизон русских войск. Большой приток русских солдат и чиновников, большей частью православных, а также политика по обращению униатов в православие, послужили причиной строительства православных храмов. В 90-х годах XIX века в Польше было построено около 20 православных церквей, большей частью полковых[3].

Идею строительства в Варшаве большого кафедрального собора впервые высказал в своей записке императору Александру III Генерал-губернатор Польши Иосиф Владимирович Гурко. По его словам, существовавшие православные храмы в Варшаве могли вместить только десятую часть из 42 000 православных верующих[2], и новый собор «свидетельствовал бы своим наружным видом и внутренним содержанием о величии господствующей Церкви в Русском Государстве».

Строительство и архитектура

28 августа 1893 года был организован комитет по строительству собора, который возглавил Гурко. Император одобрил архитектурный проект, предложенный Л. Н. Бенуа. 2 июня 1894 года место строительства на Саксонской площади было освящено архиепископом Флавианом. 30 августа, в праздник св. Александра Невского и именин императора, в присутствии И. В. Гурко архиепископ Варшавский и Холмский Флавиан (Городецкий) совершил торжественную закладку собора во имя «небесного покровителя наших царей»[4].

Средства на строительство жертвовались частными лицами со всей империи. Сумма в 13 500 рублей была пожертвована Иоанном Кронштадтским, однако значительная часть денег на постройку собора была получена за счёт обязательных пожертвований из муниципалитетов, находившимися под управлением Гурко и введением специального налога в Варшаве[5]. Общая стоимость строительства собора составила более 3 миллионов рублей. По проекту Л. Н. Бенуа (помощники - арх. Феддерс П. А., Покровский В. Н., Покровский В. А.) собор был пятикупольным с квадратным основанием и отдельно стоящей колокольней.

В 1900 году строительство собора, вмещавшего 2,5 тысячи человек, было закончено, и 9 ноября над главным куполом был установлен четырёхконечный крест. 70-метровая колокольная храма стала самым высоким зданием в Варшаве.

Работа над интерьером собора продолжалась под руководством профессора Николая Покровского ещё 12 лет. Фрески для храма рисовал Виктор Васнецов, 12 мозаичных панно набраны в мозаичной мастерской В. А. Фролова по эскизам В. М. Васнецова и Андрея Рябушкина. В оформлении собора были использованы драгоценные и полудрагоценные камни, а также мрамор и гранит. Алтарь был украшен колоннами из яшмы, подаренных Николаем II. Главный из 14 колоколов на звоннице был пятым по величине в империи.

20 мая 1912 года главный придел собора был торжественно освящён митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) во имя св. князя Александра Невского.

Южный предел храма был освящён 27 мая 1912 г. архиепископом Варшавским и Привисленским Николаем (Зиоровым) во имя св. Николая.

Северный придел был освящён им же 3 июня 1912 г. во имя святых Кирилла и Мефодия. Архиепископ Варшавский и Привисленский Николай на освящении произнёс следующую речь: «Созидая сей храм, его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе Православия»[2]. После открытия в соборе отмечались важнейшие торжества в жизни русской Варшавы — юбилей Отечественной войны 1812 года, празднование 300-летия дома Романовых.

Между 1912 и 1915 годами под колокольней была освящена часовня (Русский паломник, журнал, 1915, № 35, с. 553).

Снос

В начале 1915 года в ходе Первой мировой войны русское население было эвакуировано из города вместе с православным духовенством. Из Александра-Невского собора был вывезен иконостас и наиболее ценные детали внутреннего убранства. В ходе оккупации Варшавы немецкими войсками собор использовался в качестве гарнизонного костёла и немецкой кирхи. Собор был переименован в честь св. Генриха. Первая служба по католическому образцу прошла в соборе 25 февраля, первая лютеранская служба — 5 марта. С куполов собора была снята позолота, внутри установлен орган и ряды стульев для прихожан.

После возвращения независимости Польше в 1918 году судьба собора, возвращённого православной епархии (настоятелем собора стал архиепископ Антоний), была предметом многолетних споров. Собор воспринимался поляками как символ русского господства и потому был крайне непопулярен. Искусствоведческий факультет Университета Стефана Батория в Вильнюсе подтвердил, что здание собора не имеет особой художественно-исторической ценности[5].

Были предложения полностью переоборудовать внешний вид собора под католический костёл. Писатель Стефан Жеромский выдвинул идею о создании в соборе музея мартиролога (мученичества) польского народа или этнологии. Однако наиболее популярно было утилитарное мнение: так как после отсоединения Польши от России православных прихожан в Варшаве практически не осталось, собор, как символ чужоземной веры, занимающий много места на одной из основных площадей Варшавы и не представляющий собой выдающегося произведения архитектуры, должен быть снесён.

Невзирая на незначительные протесты, собор был снесён в 1924—1926 годах, вместе с другими православными храмами в Варшаве (действующими остались только две православные церкви). Придавая большое значение политическому и национальному значению разрушения крупнейшего православного собора в межвоенной Польше, варшавский магистрат также выпустил специальный заём, «каждый поляк мог стать причастным к этому делу». Заём был обеспечен стоимостью материала, полученного в результате сноса[2].

Попытки сохранить собор делались даже когда его начали сносить, однако противников сноса было мало, и их упрекали в недостатке патриотизма. Летом 1924 года православный член польского сената Вячеслав Богданович произнёс речь в его защиту:

«

Достаточно пойти на Саксонскую площадь и посмотреть на оголённые купола наполовину разрушенного собора. Не говорите, господа, что он должен быть разрушен как памятник неволи. Я бы сказал, что, пока стоит, он является наилучшим памятником для будущих поколений, поучающий их, как нужно уважать и беречь свою Родину; разобранный же, будет памятником — позорным памятником нетерпимости и шовинизма! Нельзя не обратить внимания на то, что в этом соборе есть выдающиеся художественные произведения, в которые вложено много духовных сил лучших сынов соседнего народа, и те, кто создавал эти произведения искусства, не думали ни о какой политике. Польский народ чувствует это, а также угрожающее значение этого поступка и уже сочинил свою легенду относительно разрушения собора… Но наших политиканов это никак не трогает. А вот приезжают иностранцы — англичане, американцы — и с удивлением взирают на это, фотографируют и фотографии распространяют по всему миру — естественно, вместе с мнением о польской культуре и цивилизации…»[2] »
Александро-Невский собор в ходе сноса

Снос собора потребовал много времени и около 15 000 малых взрывов. Мраморные плиты из собора были использованы при оформлении различных зданий в Варшаве. Значительная часть фресок была перевезена в Покровский собор в Барановичах[6]. После длительного хранения в Национальном музее Варшавы другие фрагменты[7] были установлены в православном храме Марии Магдалины на Праге (правобережной части Варшавы). Яшмовые колонны были перевезены в усыпальницу маршала Пилсудского в Кракове.

Страна: 
OnMap: 
Гид-словарь: 

Ближайшие
Еще в этой стране