Железные дороги и поезда в Финляндии

Сеть железных дорог в Финляндии покрывает южную и центральную часть страны до Оулу, откуда на север в Лапландию идут две линии, до Колари и Кемиярви. Пассажирские поезда разделяются на шесть типов: пригородные (Lahijuna — "ляхиюна", в расписаниях обозначаются литерой H), скорые (Pikajuna — "пикаюна", литера P), три варианта экспрессов: InterCity, InterCity2 и Pendolino (обозначения IC, IC2 и S), плюс ночные поезда (также литера P). В столичной области действует развитая сеть электричек, между городами преобладают экспрессы. Железные дороги обслуживаются государственной компаний VR (Valtion Rautatiet, "государственные железные дороги").

Благодаря использованию широкой колеи 1524 мм (совместимой с российской), вагоны в Финляндии более комфортны по сравнению с большинством европейских аналогичной компоновки. Составы InterCity состоят из двухэтажных и одноэтажных вагонов, InterCity2 — только из двухэтажных. Эти поезда могут двигаться со скоростью до 200 км/ч, возможна эксплуатация на неэлектрифицированных путях. Электропоезда Pendolino быстрее и комфортабельнее и используются на четырёх направлениях из Хельсинки на север и восток. Эти составы, как правило, ходят в часы пик и имеют меньше остановок на маршруте.

Все экспрессы оснащены розетками и включают в себя вагон-ресторан, за исключением InterCity2, в которых еда продаётся с тележек. Поезда Pendolino и оба варианта InterCity, а также спальные вагоны ночных поездов оснащены бесплатным беспроводным доступом в Интернет. Предлагается два уровня комфорта: базовый Eco Class и более дорогой Extra Class, под который полностью или частично отводится первый вагон состава. В поездах предусмотрены разнообразные сервисы: перевозка велосипедов, лыж и домашних животных, камеры хранения, места для детских колясок и инвалидных кресел, отдельные помещения для аллергиков. Расписание довольно плотное, а стыковки продуманы. На всех поездах дальнего следования в Финляндии действует запрет на курение.

Стоимость билетов удерживается в разумных рамках, а при заблаговременной покупке становится совсем невысокой. К примеру, на популярном маршруте Хельсинки—Турку, который обслуживается поездами InterCity2 со временем в пути 2 часа, минимальная стоимость билетов в день поездки составляет 28—36 евро в зависимости от времени отправления. При покупке заранее (от 60 до 7 дней до отправления) билет стоит от 9 евро на отдельные рейсы. На маршруте Хельсинки—Тампере функционируют пять типов поездов; время в пути составляет 1:30 на Pendolino и 1:45 на InterCity, 2 часа на пригородном Lahijuna и 2:40 на Pikajuna. Стоимость билета в эконом-классе — 26—28 евро для медленных поездов и 32—39 евро для InterCity и Pendolino. Цена при заблаговременной покупке — 10-18 евро в зависимости от времени отправления, причём для всех типов поездов.

Автобусы-экспрессы на этих маршрутах медленнее и дешевле: время в пути до Турку 2:15—2:45, до Тампере 2:25—2:50, стоимость билетов — 31,5 и 27 евро, соответственно. Скидок за раннюю покупку нет, но при покупке онлайн даже в день отправления на некоторые рейсы бывает скидка размером до половины стоимости.

Стандартный тариф дневных поездов на дальние расстояния на север страны - около 100 евро, при предварительной покупке цена может снизиться в два-три раза. Кроме того, из Хельсинки в Лапландию ходят ночные поезда: два сезонных до Колари и два регулярных до Рованиеми, один из которых идёт далее до Кемиярви. Стоимость сидячего билета до Рованиеми в Eco Class начинается от 87 евро. При покупке заранее цена может снизиться до 26 евро. Цена лежачих мест обычно превышает 100 евро. Зимой из Хельсинки в Лапландию также ходят поезда с вагонами для перевозки автомобилей.

Билеты на поезда продаются на сайте shop.vr.fi , в автоматах, на станциях, а также с помощью мобильного приложения. Возможна покупка билета в поезде у кондуктора, за исключением ночных поездов и Pendolino. Системы продажи учитывают возможные стыковки и предлагают маршруты с пересадками, в том числе на специальные автобусы TrainBus. Отмена билетов возможна до поездки со штрафом в 10 евро, изменение даты и времени стоит 5 евро для базового тарифа и бесплатно для билетов в Extra Class.

В Хельсинки и окрестностях действует система пригородных поездов, простирающаяся до Кариса (Karjaa) на западе и Лахти на севере и разделённая на зоны от A до H. Билеты на первые три зоны (в зону A входит Хельсинки, зона B — Эспоо, Кауниайнен и Вантаа, C — Киркконумми, Сипоо и Керава) интегрированы с HSL — системой городского транспорта Хельсинки. Разрешены пересадки между пригородными поездам и метро, автобусами, трамваями, а также паромами до Суоменлинны.

Билет на одну поездку стоит от 2,5 евро (для Хельсинки, при покупке в автомате) до 7 евро (региональный для всех трёх зон) и действует от 60 до 100 минут, в зависимости от количества зон и от направления. Билеты, действующие два часа, стоят от 4 до 8,4 евро. Проездные на период от 1 до 7 дней стоят от 12 до 48 евро. Стоимость проезда от Хельсинки до Лахти (зоны A—H) составляет 16,4 евро. Автоматы по продаже билетов есть на большинстве станций, на сайте VR билеты на пригородные поезда не продаются. Штраф за безбилетный проезд составляет 80 евро, также придётся оплатить сам билет. Дети до 7 лет ездят бесплатно, от 7 до 16 лет включительно — за половину стоимости.

Вокзалы работают, как правило, с 7 до 22 часов. На сайте VR можно получить информацию по каждой станции: часы работы, наличие и расположение автоматов по продаже билетов, предлагаемые услуги, стоимость парковки и т. д. Камеры хранения имеются на крупных станциях, стоимость хранения багажа колеблется от 2 до 6 евро в сутки.

Европейский проездной InterRail действует на все поезда внутри страны. Необходимо предварительное резервирование мест для ночных поездов и Pendolino; для поездов InterCity резервирование возможно. InterRail также обеспечивает бесплатный проезд по финской части маршрута на поездах Allegro в Санкт-Петербург, но для этого забронировать место следует в Финляндии.

Страна: 
Гид-словарь: