Железные дороги и поезда в Великобритании
В отличие от большинства стран Европы, в Великобритании нет единого национального перевозчика. После реформы 1980-х годов в стране работают два с половиной десятка отдельных компаний, каждая из которых обслуживает определенную линию или регион. При этом на многих линиях конкурирует сразу несколько перевозчиков.
Часть компаний занимается только магистральными перевозками (например Virgin Trains, East Coast или Cross Country), часть - только пригородными (например, First Capital Connect, Southern или Merseyrail), некоторые совмещают одно с другим (First Great Western, London Midland, Southeastern или South West Trains). Наконец, есть компании всего с одним маршрутом - к примеру, Heathrow Express и Heathrow Connect.
Все это касается почти исключительно Англии. Внутренние перевозки в Шотландии практически полностью отданы Scotrail, в Уэльсе - Arriva Trains Wales, хотя на территорию Уэльса и Шотландии и заходят отдельные рейсы английских компаний. Северную Ирландию обслуживает только Northern Ireland Railways.
Покупка билетов на поезда
Несмотря на формальную раздробленность, система бронирования для всех операторов едина. Билеты проще всего покупать на www.nationalrail.co.uk, хотя каждый перевозчик имеет и собственный ресурс, причем продает там, как правило, не только свои билеты.
Сама билетная система несколько запутана. Стандартные билеты в одну сторону почти всегда очень дороги (например, двухчасовый переезд Лондон - Ливерпуль: 79 фунтов в обычное время, 151 в пиковое). Однако за день и более до поездки почти всегда доступны скидочные билеты Advance, которые могут уменьшить цену в 2-5 раз, но действительны только на конкретный рейс. Кроме того, если Advance-билеты отсутствуют, то в непиковое время выгодны поездки туда-обратно - например, на том же маршруте такой билет на любые непиковые поезда стоит 80 фунтов.
Обычно чем раньше покупается билет, тем более выгодная Advance-цена доступна. На некоторых маршрутах доступен еще один метод экономии - разбивка поездки на отдельные сегменты, которые в сумме могут оказаться дешевле единого билета на весь маршрут. Проверить это можно на .
Однако все вышесказанное не относится ко многим пригородным маршрутам - там билетов Advance попросту нет. Остаются только стандартные билеты, которые могут быть весьма дороги - например, билет на получасовую поездку из Лондона в Рэдинг стоит 16-18 фунтов. Помогает, как правило, только билет туда-обратно, который стоит те же 18 фунтов.
В большинстве поездов, помимо стандартного, есть вагоны первого класса, они примерно в полтора раза дороже. Однако в выходные доплата минимальна.
Проездные билеты на поезда в Великобритании
Туристам, которые намерены интенсивно путешествовать по Великобритании на поездах, подойдут проездные BritRail. Они существуют во множестве вариантов - на всю Великобританию, только на Англию, Шотландию или Уэльс, на юго-запад Англии, на Лондон и окрестности. Продаются они в зарубежных турагентствах и кассах иностранных железных дорог, а в самой Великобритании доступны только в киоске туристического офиса в Лондоне на 11A Charing Cross Road. С ноября по февраль проездные, как правило, обходятся на 20% дешевле. Их также можно заказать на www.britrail.com, но доставка займет продолжительное время.
Особенности и советы
Интенсивность движения на ключевых линиях достигает десятка рейсов в час, но в малонаселенных окраинных регионах может ходить всего несколько рейсов в день. Расписания каждая компания издает свои отдельные, но на станциях вывешены сводные графики по каждому маршруту. Камеры хранения имеются только на основных вокзалах, причем в Лондоне и Эдинбурге очень дороги - от 8 фунтов за место.
Ночных поездов в Британии всего три. Два ходят из Лондона в Шотландию, один из Лондона на юго-запад - в Плимут и Пензанс. Помимо сидячих вагонов, они имеют только спальные с 1- и 2-местным размещением.
В Лондоне более десятка главных вокзалов, отвечающих за различные направления. Трансфер с вокзала на вокзал совершается обычно на метро или автобусе.
На континент ходят поезда Eurostar, отправляющиеся с вокзала St. Pancras. Они следуют по тоннелю под Ла-Маншем до Парижа и Брюсселя, в будущем планируются рейсы в Амстердам.
Опубликовано пользователем Valeratal