Железные дороги и поезда в России
Основным и фактически единственным перевозчиком в стране являются Российские железные дороги (РЖД). Формально перевозчик может иногда быть иным, однако практически все это - дочерние или иным образом аффилированные с РЖД компании.
Основную массу поездов составляют обычные дальние - "поезда дальнего сообщения" (ПДС). В последние годы заметно развился также сегмент скоростных перевозок - он представлен главным образом экспрессами "Сапсан" и "Ласточка", а также чуть модифицированными обычными электропоездами. Кроме того, существуют пригородные поезда, однако число их в регионах в последнее время существенно сокращается.
Поезда дальнего следования
Обычные "поезда дальнего следования " имеют нумерацию от 1 до 699, при этом составы до 298 номера считаются "скорыми", остальные "пассажирскими". Номинальный критерий - средняя маршрутная скорость выше 50 км/ч для скорых, но в реальности это требование часто не соблюдается. Кроме того, поезд любой категории может быть объявлен "фирменным", что влечет увеличение цены до полутора раз. Формально скорые чуть дороже пассажирских, однако фактически этот параметр далеко не основной в нынешнем ценообразовании на РЖД.
Самым дальним круглогодичным поездом является скорый 1/2 Москва - Владивосток "Россия" - он находится в пути около шести суток и преодолевает свыше десяти тысяч километров. Пассажирский поезд того же маршрута тратит на дорогу и вовсе восемь суток. Многие другие сибирские и дальневосточные поезда могут быть в пути 3-6 суток.
Типы вагонов
Подавляющее большинство вагонов дальних поездов составляют лежачие - купейные (по четыре полки в закрытом отсеке) и плацкартные (по шесть полок в открытом отсеке). Последние являются тяжелым наследием советских железных дорог и характерны короткими даже для человека среднего роста полками, постоянно включенным светом, теснотой, шумом и очень часто - спертым воздухом.
В небольших количествах и далеко не во всех дальних поездах имеются спальные вагоны (по две полки), изредка встречаются сидячие вагоны. В теории купе примерно вдвое дороже плацкарта и вдвое дешевле спального, но в реальности в различных случаях купе может стоить и как плацкарт, и как спальный.
Экспрессы
В дневных экспрессах (они обычно имеют номера от 701 до 899) имеются, как правило, только сидячие вагоны . В большинстве случаев предусмотрено деление на 2-3 класса разной степени комфорта. Дневные экспрессы ходят по большей части из Москвы в соседние областные центры, а также между некоторыми крупными региональными городами.
Билеты и цены
На основных линиях дальних поездов, в том числе в большинстве составов, соединяющих Москву и Санкт-Петербург с крупными региональными центрами и друг с другом, применяется так называемая система динамического ценообразования (она же неофициально именуется "динамо"). Она касается купе и СВ обычных поездов, а также части дневных экспрессов с сидячими вагонами, и заключается в отсутствии какого-либо фиксированного тарифа в принципе, а также минимальной и максимальной ценовых границ. РЖД в этих поездах устанавливает цены по своему усмотрению в зависимости от дня недели, времени отправления, спроса и числа оставшихся до рейса дней. В ряде случаев это позволяет проехать относительно недорого, особенно при покупке заранее (обычно за месяц и более). В других случаях - приводит к вздутию цен до космических величин. Иногда цена снижается в последние сутки перед отправлением, но ненамного.
Поезда, не включенные в "динамо", также подвержены серьезным колебаниям тарифа в зависимости от сезона - это так называемый "коэффициент гибкого регулирования". Он обеспечивает поднятие цен в пиковые дни (праздники и летние каникулы) и снижение в периоды низкого спроса (октябрь - март, за исключением праздников). Кроме того, очень часто вводятся различные скидки и надбавки в зависимости от времени покупки. Как правило, скидка дается при покупке за 31-44 дня до отправления, надбавка вводится за 0-10 дней.
Все это, а также дополнительные факторы вроде скорой или пассажирской категории поезда, "фирменности" состава (при этом коэффициент наценки за "фирменность" может варьироваться от 1,1 до 1,5), конкретного маршрута следования и тому подобного, приводит к тому, что между станциями А и Б может одновременно существовать десятки и даже сотня различных тарифов в один и тот же класс вагона. Таким образом, сформулировать "обычную" цену по конкретному маршруту обычно вообще невозможно - стандартный тариф в купе, СВ и сидячих вагонах хоть формально и существует, но крайне редко применяется на практике в неизменном виде.
Несколько проще с плацкартными вагонами. Их тариф формально фиксирован - динамическое ценообразование и скидки за раннюю или позднюю покупку не применяются. В то же время в них действует "коэффициент гибкого регулирования" в зависимости от сезона, а также надбавки за "фирменность" и статус скорого поезда. В итоге плацкартный тариф тоже колеблется, но не так сильно - сложно найти плацкартный билет, который был бы хотя бы в два раза дороже другого плацкартного билета по тому же маршруту.
Билеты на дневные экспрессы стоят по-разному в зависимости от класса вагона и маршрута, при этом разница может достигать нескольких раз. В большинстве поездов поездка на несколько часов обойдется от нескольких сотен до тысячи рублей. Особняком стоят "Сапсаны" линии Москва - Санкт-Петербург, где обычная цена билета - несколько тысяч рублей (варьируется в зависимости от пиковых и непиковых рейсов, времени в пути и спроса на конкретный поезд).
Билеты доступны в кассах станций, в билетных автоматах на крупных вокзалах, в агентствах (с наценкой в несколько сотен рублей), а также в интернете на сайте РЖД. Покупка в интернете обычно доступна минимум за час до отправления поезда, иногда - вплоть до момента отправления. При покупке требуется указать фамилию и имя пассажира, дату и место рождения, а также номер паспорта или иного удостоверения личности, которое будет использовано пассажиром во время поездки.
При покупке билета на сайте во многих случаях по умолчанию будет совершена так называемая электронная регистрация. Она означает, что пассажир может не распечатывать билет на вокзале - достаточно распечатать маршрут-квитанцию на домашнем принтере либо просто предъявить ее проводнику на экране смартфона или другого мобильного устройства. В последнем случае оптимально сохранить такой билет в памяти устройства, чтобы он был доступен даже при проблемах с подключением к интернету.
Если после покупки в интернете электронная регистрация не пройдена, пассажиру придется получить на вокзале обычный билет. Это можно сделать в любой кассе (необходимо знать номер заказа и предъявить паспорт), а на крупных вокзалах - также и в билетных автоматах. При посадке в поезд проводники обычно требуют показать паспорт и сличают его номер с указанным в билете.
Постель в купейных и СВ-вагонах всегда включена в стоимость билета, в плацкартных может быть включена по желанию пассажира. В ряде купейных и СВ-вагонов в цену также автоматически входят так называемые "услуги" - набор еды не всегда лучшего качества, "гигиенический набор" и устаревшая пресса. Как правило, это увеличивает цену билета на полтысячи и более рублей.
В сообщении со странами СНГ действует так называемый межгостариф. Он в большинстве случаев фиксирован и обычно сильно превышает внутрироссийский в плацкарте, но порой ниже внутреннего в купе.
Туристические поезда
Существуют также специальные туристические поезда. Они формируются турфирмами и билеты в обычных кассах не доступны. Постоянного графика нет, поезда назначаются в зависимости от спроса, часто - только на праздничные даты. Такие соста,вы ходят в большинстве своем по Транссибу, в новогодний период - в Финляндию, иногда по другим маршрутам.
Пригородные поезда и электрички
Отдельно существует сегмент пригородных поездов. Массово они распространены фактически только в Москве и Санкт-Петербурге, в других регионах ходят, как правило, редко, и выполняют в основном функцию регионального, а не пригородного сообщения.
В последние годы РЖД проводит массированное сокращение пригородных поездов в регионах путем выставления местным властям заоблачных расценок на перевозку и отменяя поезда в случае отказа их оплачивать по этим тарифам. Многие маршруты обслуживаются лишь один или несколько раз в день. Поезда представляют собой обычно некондиционирумые огромные вагоны с неудобными лавками на сто с лишним мест.
Железнодорожные вокзалы
Подавляющее большинство вокзалов открыто круглосуточно. На крупных имеются кафе, магазины, бесплатный беспроводной интернет, камеры хранения. В последних иногда доступен выбор между ручными и автоматическими. Как правило, ручные выгоднее при сдаче одного места, автоматические - нескольких вещей. Кроме того, в 2014 году багажные купе, где можно перевезти крупногабаритные вещи, введены и в ряде поездов. На нескольких маршрутах появились также вагоны-автомобилевозы, но работа этого сервиса пока крайне далека от идеала.
Информационная работа РЖД за последние годы заметно улучшилась - в частности, на вокзалах в районе касс можно найти буклеты с текущими предложениями и прочими справочными сведениями. Заметно упрощена работа сайта. Однако по-прежнему большой проблемой является получение информации в случае сбойных ситуаций - РЖД, как правило, никак не предупреждает пассажиров о том, что где-то на маршруте следования есть проблема, которая приведет к опозданию.
Опубликовано пользователем Valeratal