Авиакатастрофа под Ярославлем 7 сентября 2011 года

Авиакатастрофа под Ярославлем 7 сентября 2011 года

Дмитрий Медведев на месте крушения Як-42Д.jpegПрезидент России Дмитрий Медведев на месте катастрофы

Общие сведения

Дата

7 сентября 2011 года

Время

16:05 [1][2]

Характер

Катастрофа при взлёте

Причина

Ошибка пилотов

Место

Флаг Россиивблизи аэропорта Туношна, Ярославль, Россия

Координаты

57°33?01 с. ш. 40°07?18 в. д. / 57.550160° с. ш. 40.121659° в. д. / 57.550160; 40.121659 (G) (O)Координаты: 57°33?01 с. ш. 40°07?18 в. д. / 57.550160° с. ш. 40.121659° в. д. / 57.550160; 40.121659 (G) (O)

Погибшие

44

Воздушное судно

Proton Yakovlev Yak-42 RA-42434 Ryabtsev.jpgЯк-42Д борт RA-42434 за 5 лет до катастрофы

Модель

Як-42Д

Авиакомпания

Як Сервис

Пункт вылета

Флаг Россииаэропорт Туношна, Ярославль, Россия

Пункт назначения

Флаг Белоруссииаэропорт Минск-1, Минск, Белоруссия

Рейс

AKY 9633

Бортовой номер

RA-42434[3]

Дата выпуска

1 октября 1993 (17 лет)

Пассажиры

37

Экипаж

8

Выживших

1

Авиакатастрофа под Ярославлем 7 сентября 2011 года — авиакатастрофа международного чартерного рейса AKY-9633, перевозившего хоккейный клуб «Локомотив» (Ярославль) из Ярославля (Туношна) в Минск.

Чартерный рейс выполнялся авиакомпанией «Як Сервис» на самолёте Як-42Д, регистрационный номер RA-42434.[4] В 15:58:36,[2] в простых метеоусловиях, самолёт начал разбег на взлётно-посадочной полосе ярославского аэропорта «Туношна». Во время разбега самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, взлёт произвёл с грунта в 400 метрах за её торцом. Полёт длился несколько секунд; самолёт набрал высоту не более 5—6 метров, затем столкнулся с препятствиями, ударился о землю на берегу реки Туношонки, недалеко от её впадения в Волгу,[5] и разрушился.

Выжил только один человек: инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александр Сизов. Погибли 44 человека. В связи с гибелью основного состава команда «Локомотив» (Ярославль) прекратила выступления в высшей профессиональной лиге — Континентальной хоккейной лиге (КХЛ) — в сезоне 2011—2012.

Официальное расследование катастрофы провёл Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Непосредственной причиной катастрофы названы непроизвольные нажатия на тормозные педали во время разбега самолёта, сделанные командиром воздушного судна либо вторым пилотом. Определить, кто из них нажимал тормозные педали, не представилось возможным, так как это не регистрируется бортовыми самописцами. Расследование также выявило и ряд способствовавших катастрофе факторов.

Обстоятельства катастрофы

Схема места падения самолёта

Самолёт выполнял взлёт с магнитным курсом 233° в простых метеоусловиях (ветер северный 360°, 3 м/с, видимость 10 км, облачность значительная слоисто-кучевая с высотой нижней границы 1 000 м, температура воздуха +18 °C)[6]. Фактический отрыв самолёта произошёл с поверхности грунта на удалении 400 метров от торца взлётно-посадочной полосы (ВПП), за её пределами; максимальная высота, которую набрал самолёт — 5–6 метров.[7] Самолёт столкнулся с антенной системой курсового радиомаяка (КРМ), расположенной в 435 м от торца ВПП и имеющей высоту около 3 м, с контейнером КРМ, затем с интенсивным креном влево столкнулся с основанием огней подхода (светосигнальная система аэродрома) и деревьями и врезался в землю примерно в 600 м от торца ВПП. Основная часть фрагментов самолёта была разбросана на расстоянии 800–900 м от торца взлётной полосы.[6][8]

Всего в самолёте находилось 45 человек: 37 пассажиров и 8 членов экипажа. 43 человека погибли сразу (39 человек от мгновенных механических повреждений тела, 3 человека из-за утопления, 1 из-за термических повреждений тела)[9]. Хоккеист Александр Галимов и инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александр Сизов были госпитализированы[10]. Оба после крушения самолёта оказались в реке. Хоккеиста подобрали сотрудники отряда особого назначения УТ МВД России по СЗФО; Галимов был в сознании, смог сам выбраться из горящего самолёта и назвал свою фамилию сотрудникам полиции. Позже Галимов скончался[11] в НИИ им. Вишневского. Сизова, который также в первые минуты после катастрофы был в сознании, забрал автомобиль «скорой помощи»[12].

Матч на Кубок открытия КХЛ, проходивший 7 сентября в Уфе между командой-чемпионом «Салават Юлаев» и «Атлантом», занявшим в прошлом году второе место, после получения информации о трагедии в Ярославле был остановлен[13], а затем и отменён. 12 сентября эти же команды разыграли трофей под новым названием — Кубок «Локомотива»[14].

В ликвидации последствий катастрофы участвовали 44 единицы спецтехники и 103 человека, в том числе специалисты Главного управления МЧС РФ[15]. Все тела жертв катастрофы были найдены к утру 8 сентября[16].

У компании «Як Сервис» имелось в наличии семь самолётов типов Як-40 и Як-42Д (авиакомпания прекратила деятельность в связи с отзывом лицензии в 2011 году). Самолёт с бортовым номером RA-42434[3] совершил первый полёт в 1993 году, имел общий налёт около 6500 часов (что в 2 раза меньше назначенного ресурса в 12000 ч), принадлежал авиакомпании «Протон» Космического центра имени Хруничева, у которого и был взят в лизинг авиакомпанией «Як Сервис». До «Як Сервис» самолёт использовался также в авиакомпаниях Орел Авиа (Универсал), Быково Авиа, Аэро Рент[3]. Срок действия сертификата лётной годности самолёта истекал 1 октября 2013 года[3]. Самолёт прошёл плановое техническое обслуживание 16 августа 2011 года в Казани[17].

Командир экипажа самолёта RA-42434 имел общий налёт 6954 часов, из них на Як-42 — 1312 часов (в качестве командира — 686 ч), второй пилот — общий налёт 13492 часов, из них на Як-42 — 613 часов.[6]

Погибшие и пострадавшие

Состав команды на борту

На борту находился основной состав хоккейной команды «Локомотив». Игроки направлялись в столицу Белоруссии, где на следующий день была назначена игра с местным «Динамо» — первый матч «Локомотива» в сезоне Континентальной хоккейной лиги[18].

Хоккеисты

ФИО Возраст Позиция Гражданство Судьба

Виталий Аникеенко

24 года Защитник Россия / Украина Погиб

Михаил Баландин

31 год Защитник Россия Погиб

Александр Васюнов

23 года Нападающий Россия Погиб

Йозеф Вашичек

30 лет Нападающий Чехия Погиб

Александр Вьюхин

38 лет Вратарь Россия / Украина Погиб

Александр Галимов

26 лет Нападающий Россия Скончался в больнице

Павол Демитра

36 лет Нападающий Словакия Погиб

Роберт Дитрих

25 лет Защитник Германия / Россия Погиб

Марат Калимулин

23 года Защитник Россия Погиб

Александр Калянин

23 года Нападающий Россия Погиб

Андрей Кирюхин

24 года Нападающий Россия Погиб

Никита Клюкин

21 год Нападающий Россия Погиб

Стефан Лив

30 лет Вратарь Швеция Погиб

Ян Марек

31 год Нападающий Чехия Погиб

Сергей Остапчук

21 год Нападающий Россия / Белоруссия Погиб

Карел Рахунек

32 года Защитник Чехия Погиб

Руслан Салей

36 лет Защитник Белоруссия Погиб[19]

Карлис Скрастиньш

37 лет Защитник Латвия Погиб

Павел Снурницын

19 лет Нападающий Россия Погиб

Даниил Собченко

20 лет Нападающий Россия / Украина Погиб

Иван Ткаченко

31 год Нападающий Россия Погиб

Павел Траханов

33 года Защитник Россия Погиб

Юрий Урычев

20 лет Защитник Россия Погиб

Геннадий Чурилов

24 года Нападающий Россия Погиб

Максим Шувалов

18 лет Защитник Россия Погиб

Артём Ярчук

21 год Нападающий Россия Погиб

Александр Галимов, после катастрофы госпитализированный в крайне тяжёлом состоянии с ожогами, по разным данным, восьмидесяти[20][21] или девяноста процентов тела[22], умер 12 сентября[11].

При опознании тел погибших мать Сергей Остапчука была близка к сердечному приступу[12]. Некоторые СМИ распространили сообщение о её смерти[23][24], но эта информация была опровергнута[12][25].

Юрий Урычев не мог сыграть в Минске из-за травмы и дисквалификации, но тем не менее решил присоединиться к летевшей в Минск команде, желая поддержать партнёров[26]. Вместо Александр Калянина на матч должен был лететь другой нападающий — Максим Зюзякин, но незадолго до рейса выяснилось, что Калянин оправился от травмы, и Зюзякина решили не брать на матч[27].

Тренерский штаб

ФИО Возраст Должность Гражданство Судьба

Александр Карповцев

41 год тренер Россия Погиб

Игорь Королёв

41 год тренер Россия / Канада Погиб

Николай Кривоносов

31 год тренер по физической подготовке Белоруссия / Россия Погиб

Брэд Маккриммон

52 года главный тренер Канада Погиб

Тренера вратарей Йорму Валтонена Брэд Маккриммон попросил остаться в Ярославле и поработать с молодёжной командой «Локомотива»[12]. Таким образом, Зюзякин и Валтонен избежали катастрофы[26].

Персонал

ФИО Возраст Должность Гражданство Судьба

Юрий Бахвалов

47 лет массажист Россия Погиб

Александр Беляев

48 лет массажист Россия Погиб

Андрей Зимин

49 лет врач Россия Погиб

Евгений Куннов

31 год массажист Россия Погиб

Вячеслав Кузнецов

27 лет массажист Россия Погиб

Владимир Пискунов

52 года администратор Россия Погиб

Евгений Сидоров

43 года методист Россия Погиб

Экипаж самолёта

Экипаж состоял из восьми человек:

ФИО Должность Судьба

Соломенцев Андрей Анатольевич

КВС Погиб

Жевелов Игорь Константинович

Второй пилот Погиб

Журавлёв Сергей Валерьевич

Бортмеханик Погиб

Сарматова Елена Александровна

Бортпроводник Погибла

Максумова Надежда Музафаровна

Бортпроводник Погибла

Шалина Елена Михайловна

Бортпроводник Погибла

Матюшкин Владимир Юрьевич

Инженер по наземному обслуживанию планера и двигателей.

Находился в пассажирском салоне и членом экипажа не являлся.

Погиб

Сизов Александр Борисович

Инженер по наземному обслуживанию радиоэлектронного оборудования.

Находился в пассажирском салоне и членом экипажа не являлся.[4]

Выжил[28]

Александр Сизов госпитализирован с ожогами 15 % тела, переломами обоих бёдер, свода черепа, рёбер и повреждениями грудной клетки[29]. Первоначально его поместили в ярославскую больницу имени Соловьёва, главный врач которой утром 8 сентября оценил состояние Сизова как стабильно тяжёлое[30]. В тот же день Сизова и второго выжившего — Александра Галимова перевезли в Москву на самолёте МЧС России[31]. Сизова поместили в реанимационное отделение НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского и ввели в медикаментозный сон, чтобы он избежал шокового состояния[29]. 12 сентября департамент здравоохранения Москвы сообщил, что жизнь Сизова вне опасности и он был переведён из реанимации в обычную палату института[32]. Планируется, что Сизов получит единовременную материальную помощь в размере 500 тысяч рублей[33].

Реакция

Стена памяти у «Арены 2000»

Межгосударственный авиационный комитет сформировал комиссию по расследованию причин и обстоятельств катастрофы[4].

Вечером 7 сентября в Ярославле прошла поминальная акция в честь погибших: люди собрались возле культурно-спортивного комплекса «Арена 2000», многие принесли цветы и свечи. По оценке одного из очевидцев, количество собравшихся составило от 10 до 12 тысяч человек[34]. В число возложивших цветы к импровизированному мемориалу вошёл президент Татарстана Рустам Минниханов, участник Мирового политического форума[35]. Похожие массовые акции состоялись в Минске, куда направлялся «Локомотив» (Белоруссию в клубе представляли игроки Руслан Салей и Сергей Остапчук, а также тренер по физической подготовке Николай Кривоносов), в Праге и Карловых Варах (оплакивали Йозефа Вашичека, Яна Марека и Карела Рахунека), Риге (почтили память Карлиса Скрастиньша), словацком Тренчине (в местном клубе «Дукла» два сезона провёл Павол Демитра)[36].

Владимир Путин на траурной церемонии прощания с хоккеистами

Президент РФ Дмитрий Медведев предложил радикально уменьшить количество авиакомпаний, при этом особенно подчеркнул, что решение не касается случившейся трагедии и, что слияния и ликвидации компаний, парк которых не превышает 20 самолётов, должны пройти в самое ближайшее время.[37]. Эксперты полагают, что такое решение приведет к исчезновению бюджетных авиакомпаний и, соответственно, к увеличению стоимости перелетов в будущем.[38] Также Президент высказался в пользу закупки зарубежных самолётов, даже в ущерб отечественному производителю.[39]

В Ярославской области был объявлен траур с 9 по 11 сентября[40].

Старт чемпионата Континентальной хоккейной лиги 2011/2012 годов был перенесён на 12 сентября[41]. До этого телеканал КХЛ-ТВ повторно транслировал матчи «Локомотива» двух предыдущих сезонов. Также канал провёл прямую трансляцию «Вечера-реквиема» по погибшим в катастрофе, который состоялся в Минске вечером 8 сентября[42].

9 сентября началась выплата страховых компенсаций семьям погибших пассажиров самолёта. Размер страхового возмещения составит 2 025 000 рублей за каждого погибшего[43]. Кроме того, семьи погибших должны получить по 300 тысяч рублей из бюджета Ярославской области и по 150 тысяч рублей — из бюджета Ярославля[44].

10 сентября в комплексе «Арена 2000» прошла церемония прощания с погибшими, на которой присутствовало около 100 тысяч человек[45]. В этот же день на «Арене Омск» состоялась церемония прощания с погибшим вратарём Александром Вьюхиным, проведшим десять лет в омском клубе «Авангард». Его похоронили рядом с другим хоккеистом — Алексеем Черепановым[46], который, также будучи игроком «Авангарда», скончался в 2008 году от остановки сердца во время матча. Губернатор Омской области Леонид Полежаев пообещал оказать материальную помощь семье Вьюхина и за счёт бюджета установить памятник на его могиле[47].

11 сентября на Староместской площади Праги прошла церемония прощания с Карелом Рахунеком, Яном Мареком и Йозефом Вашичеком. Председатель Чешского хоккейного союза Томаш Крал сообщил, что игровые номера 4, 15 и 63, под которыми они выступали в сборной Чехии, будут закреплены за ними навечно[48].

На месте авиакатастрофы планируется установить мемориал в честь погибших[49].

Президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк заявил, что сборная России больше не будет пользоваться самолётами Як-42[12].

Дмитрий Медведев и Президент Турецкой Республики Абдулла Гюль возлагают цветы у входа на домашний стадион команды «Арена-2000 Локомотив»

Президент России Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и болельщикам хоккеистов, погибших при крушении самолёта, и изменил программу участия в Мировом политическом форуме[50]. Утром 8 сентября Медведев в сопровождении губернатора Ярославской области Сергея Вахрукова посетил место катастрофы и возложил цветы на берегу реки Туношонки, рядом с фрагментами разбившегося самолёта[51][52]. Позже на совещании с участием Медведева Вахруков заявил, что семьи погибших игроков получат «очень значительные выплаты по контрактным обязательствам», а также, что большое количество клубов изъявило желание помочь ярославскому «Локомотиву» и более 30 хоккеистов готовы перейти в «Локомотив», чтобы заменить погибших в его составе[53]. 12 сентября Дмитрий Медведев провёл совещание с участием президента «Локомотива» Юрия Яковлева, министра спорта Виталия Мутко, губернатора Ярославской области Сергея Вахрукова, президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина и руководителей КХЛ и ФХР, посвящённое дальнейшей судьбе ярославского «Локомотива»[54].

В связи с авиакатастрофой соболезнования высказали президент Белоруссии Александр Лукашенко[55], председатель Верховной рады Украины Владимир Литвин[56], президент Украины Виктор Янукович[57], президент Республики Польша Бронислав Коморовский[58], президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов[59]. Александр Лукашенко принял участие в вечере-реквиеме, состоявшемся 8 сентября в «Минск-Арене»[60].

Соболезнования с связи с гибелью «Локомотива» выразили федерации хоккея Белоруссии[61], Бельгии[62], Великобритании[63], Германии[64], Израиля[65], Казахстана[66], Италии[67], Канады[68], Латвии[69], Люксембурга[70], Мексики[71], Норвегии[72], Нидерландов[73], Польши[74], Румынии[75], Словакии[76], Турции[77], Украины[78], Чехии[79], Швеции[80] и Эстонии[81]. Национальная хоккейная лига также выразила соболезнования[82]. Также соболезнования в своих Твиттер-аккаунтах выразили некоторые игроки Национальной хоккейной лиги[83]. Соболезнования также выразили футбольные клубы российской Премьер-лиги[84][85][86][87][88] и Первого дивизиона[89]. Выразили соболезнования различные футбольные команды из Белоруссии[90], Казахстана[91] и Украины[92]. Узбекский клуб «Пахтакор», основная команда которого в 1979 году потерпела авиакатастрофу, также выразил соболезнования[93]. «Манчестер Юнайтед», команда которого в 1958 году потерпела авиакатастрофу, выразили свои соболезнования и направили письмо с ними в клуб[94]. Федерация регби Украины выразила свои соболезнования, также было сообщено, что все мероприятия под эгидой этой организации 10 и 11 сентября начнутся минутой молчания[95].

Кроме того, с минуты молчания начинались все матчи 23-го тура чемпионата России по футболу[96], который состоялся 10—12 сентября[97], а также 27-го тура Футбольной Национальной Лиги, состоявшегося 12 сентября[98]. Футболисты играли в траурных повязках[96][98]. Игроки сборных команд России по баскетболу и волейболу, выступавшие в эти дни на чемпионатах Европы, также выходили на матчи с чёрными повязками[99].

11 сентября в польском Вроцлаве минутой молчания почтили память погибших зрители и участники боя между Томашем Адемеком и Виталием Кличко[100].

ХК «Динамо» (Москва) обязался оказать «Локомотиву» финансовую помощь в размере 10 миллионов рублей[101].

Пилот команды Формулы 1 Lotus-Renault Виталий Петров в знак соболезнования выступал в специально изготовленном шлеме чёрного цвета на Гран-при Италии в Монце 11 сентября 2011 года[102].

Футболисты «Севильи» перед матчем 4-го тура чемпионата Испании с «Реал Сосьедадом» появились на поле в футболках с эмблемой ярославского «Локомотива» и нанесёнными на них словами поддержки в адрес родных погибших хоккеистов на русском языке: «Севилья скорбит вместе с русским народом»[103][104].

В первом домашнем матче нового сезона команды НХЛ «Нью-Джерси Девилз» вместо традиционного предматчевого концерта была устроена акция памяти о «Локомотиве»[105].

5 октября английский клуб «Портсмут» и клуб Российской Премьер-Лиги «Ростов» сыграли благотворительный матч, все денежные сборы пошли в фонд помощи семьям жертв трагедии, в итоге «Портсмут» выиграл со счётом 2:0.

Евгений Малкин, Александр Овечкин и Марио Лемье выполняют символическое вбрасывание перед матчем посвящённым жертвам катастрофы.

13 октября матч регулярного чемпионата НХЛ между «Вашингтон Кэпиталз» и «Питтсбург Пингвинз» был посвящён погибшим в авикатастрофе. Перед стартом матча Александр Овечкин, Евгений Малкин и Марио Лемье провели символическое вбрасывание. Игроки обеих команд выступали в свитерах с памятными нашивками, которые были проданы на благотворительном аукционе, также на матче продавались браслеты с надписью Love for Lokomotiv. Все вырученные средства пошли на помощь семьям погибших.[106][107]

16 октября, на 40-й день трагедии, на «Арене 2000» прошла церемония памяти, которую посетили около шести тысяч человек. В выступлении приняли участие Игорь Бутман, Юрий Башмет и другие музыканты; был зажжён огонь памяти, который «будет существовать в клубе и появляться перед каждым матчем»[108].

9 ноября 2011 года состоялся благотворительный товарищеский матч памяти погибших в авиакатастрофе 7 сентября между ветеранами «Локомотива» и сборной «Звёзды России». Все билеты на матч были проданы уже в первый день продажи (при цене всего в 50 рублей). Вырученные средства будут перечислены семьям жертв трагедии.[109][110]

31 января 2012 года хоккеисты «Калгари Флеймз» вышли на разминку перед матчем с «Детройт Ред Уингз», в майках с фамилией Маккриммон и номером 4.[111]

8 марта 2012 года в «Пруденшал-центре» состоялся благотворительный матч, в котором «Нью-Джерси Девилз» принимал «Нью-Йорк Айлендерс». Часть средств, собранных с продажи билетов пошла в фонд помощи семьям погибших, на этом матче присутствовало 14573 человека, а «Нью-Джерси Девилз» одержал победу со счётом 5:1.

После победы сборной России на чемпионате мира по хоккею 2012 года главный тренер Зинэтула Билялетдинов посвятил эту победу команде «Локомотив»:

— Свою подготовку к чемпионату мира мы начали с контрольных матчей в Ярославле… Думаю, будет правильно, если победу посвятим погибшим игрокам «Локомотива». В той катастрофе погибло много хороших ребят. И не только из нашей сборной…

http://www. sovsport. ru/news/text-item/527961

Также об этом и говорит Александр Сёмин:

— Кому посвятите эту победу?

— Бесспорно, «Локомотиву». Тут даже не может быть сомнений.

http://www. championat. com/hockey/article-124154-sjomin-kazhdogo-igroka-byvajut-vzljoty-i-padenija. html

На вопрос журналистов, кому будет посвящена победа Евгений Малкин ответил:

— Ну, конечно же, «Локомотиву». Мы помним о ребятах, которые теперь не с нами, к сожалению. И, конечно, всей стране нашей.

http://idvv. ru/articles/1578

Команда Словакии, являвшаяся соперником сборной России в финале, также посвятила своё сенсационное выступление на чемпионате Паволу Демитре, игроку сборной Словакии погибшему в этой катастрофе.[112] После финальной игры игроки сборной Словакии надели футболки с фамилией Демитра и номером 38[113][114]. Номер 38 навсегда остался закреплённым в сборной за Паволом.

Памятник ярославскому «Локомотиву» в Екатеринбурге

3 сентября 2012 года в Екатеринбурге был открыт памятник игрокам ярославской команды. Он был установлен рядом с культурно-развлекательным комплексом «Уралец», где проводит свои домашние матчи местный хоккейный клуб «Автомобилист». Памятник представляет собой фигуру хоккеиста в форме «Локомотива» с номером «37» (количество погибших в катастрофе)[115][116][117].

7 сентября 2012 года в Ярославле и других городах России прошли мероприятия, приуроченные к годовщине трагедии. Около 20 тысяч человек приняли участие в «Марше тишины» — траурном шествии от здания администрации Фрунзенского района Ярославля до «Арены-2000». В 16:05 (время падения самолёта) память погибших почтили минутой молчания, болельщики выпустили в небо 37 воздушных шаров[118]. В тот же день были открыты мемориалы на Леонтьевском кладбище и на месте гибели команды[119][120], вечером в «Арене-2000» состоялся матч между сборными легенд хоккея СССР и Канады.

Ущерб и страховые выплаты

Основной объем страховых выплат по данной аварии пришелся на страховую компанию «Лексгарант», в которой на сумму приблизительно 1 млн. долларов было застраховано каско воздушного судна[121] и ответственность аваиаперевозчика, сумма выплат по каждому погибшему пассажиру составила 2 млн. руб[122]. Эти риски компании «Лексгарант» были перестрахованы в перестраховочных компаниях «Юнити Ре» [123] и «Транссиб Ре» (ответственность авиаперевозчика)[124], а также в «ВСПК» (каско воздушного судна)[125]. Все хоккеисты команды «Локомотив» были застрахованы от несчастного случая в страховой компании «СОГАЗ» в рамках страхования для всех команд КХЛ, страховая сумма для каждого хоккеиста зависела от величины его контракта, общая сумма выплат компании «СОГАЗ» превысила 90,5 млн. руб [126]. Дополнительное страхование от несчастного случая игроков этой команды проводилось в страховой компании «УралСиб», страховая сумма составляла 100 тыс. руб[122]. Отдельные иски к авиакомпании со стороны родственников погибших хоккеистов достигали 14 млн. руб[127].

Расследование катастрофы

Переговоры экипажа

МАК: видео моделирования движения борта RA-42434 по ВПП и аудио расшифровка переговоров пилотов перед катастрофой

Внимание! Данная страница или раздел содержит ненормативную лексику.
Запись переговоров Сокращения
    КВС: Командир воздушного судна — Соломенцев Андрей Анатольевич 2П: Второй пилот — Жевелов Игорь Константинович БМ: Бортмеханик — Журавлёв Сергей Валерьевич Э: Кто-то из экипажа (нрзб) — неразборчиво

Расшифровка

Время (UTC)

11:51:32

2П Сколько тебеДевять?

11:51:35

КВС Восьмёрку, наверное.

11:51:36

2П Восемь с половиной.

11:55:02

2П Справа впереди свободно, разрешение получено.

11:55:06

2П Так, а чё, поехали, на номинале взлетим, да?

11:58:18

Второй пилот получает разрешение на взлёт. Самолёт выруливает на взлётную полосу.

11:58:36

Начало движения по взлётной полосе.

11:58:37

КВС 74… 76.

11:58:40

БМ 74… 76… Режим.

11:58:41

КВС Время, фары.

11:58:42

БМ Фары, время.

11:58:42

КВС Экипаж, взлетаем. Рубеж — 190.

11:58:44

Э Надо рубеж 200.

11:58:46

КВС Взлёт 200.

11:58:48

Э Раз… Два…

11:58:53

КВС Три… Четыре… Пять… Номинал.

11:58:58

БМ На номинальном.

11:58:59

БМ Скорость растёт. Параметры в норме. 130… 150… 170… 190…

11:59:21

На записи отчётливо слышен увеличивающийся шум от стука передней стойки шасси.

11:59:24

Э Поднимайте.

11:59:27

БМ 210.

11:59:28

КВС Взлётный.

11:59:31

БМ 220… 230.

11:59:37

2П Мы мало, наверное, стабилизатор развернули.

11:59:41

КВС Взлётный! Взлётный!

11:59:41

БМ 250.

11:59:42

КВС Взлётный! Стабилизатор!

11:59:45

Самолёт выкатывается за пределы взлётной полосы.

11:59:47

Командир отводит штурвал от себя, чем прижимает нос самолёта к земле. Скорость начинает падать.

11:59:47

2П Чё ты делаешь-то?!

11:59:48

КВС Взлётный!!!

11:59:49

2П На хуй ты!

11:59:52

Отрыв. Звучит сигнал тревоги.

11:59:54

Взлёт.

11:59:55

КВС Блядь!!!

11:59:56

2П Андрюха!!!

11:59:57

КВС Всё! Пиздец!

11:59:59

Обрыв записи.[128]

Официальное расследование

По факту катастрофы возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса Российской Федерации. Следствием рассматриваются версии о технической неисправности самолёта и ошибке пилотирования.[129]

На месте катастрофы началась работа по выкладыванию силуэта самолёта из обломков. Бортовые самописцы Як-42 вечером 8 сентября были доставлены в Москву в лабораторию Межгосударственного авиационного комитета.[130]

9 сентября заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов заявил, что версия о недостаточной длине взлётной полосы признана несостоятельной. Также не нашло подтверждения предположение о том, что стабилизатор самолёта не был установлен во взлётное положение.[131]

10 сентября специалисты Росавиации вынесли заключение о соответствии нормативным требованиям авиакеросина, которым был заправлен самолёт.[132]

14 сентября МАК рекомендовал авиакомпаниям, эксплуатирующим самолёты Як-42, провести занятия с лётным составом по правильному положению ног на педалях на различных этапах полёта, а также по порядку регулировки пилотских сидений.[6]

17 сентября МАК сообщил[7]:

    Экипаж Як-42 выполнял взлёт самолёта на номинальном режиме работы двигателей; до скорости 165 км/ч темп разгона самолёта соответствовал фактической тяге двигателей. Подъём носового колеса был начат на скорости около 185 км/ч. Руль высоты был отклонён на кабрирование до значений 9-10 градусов (примерно половина хода), однако роста угла тангажа не произошло. Через 6 секунд двигателям был установлен взлётный режим работы. Несмотря на выход двигателей на взлётный режим, темп роста скорости существенно замедлился, что может быть объяснено появлением дополнительной силы торможения. Сохранившиеся элементы тормозной системы самолёта направлены на исследование в специализированный институт. Максимальная ско
Страна: 
OnMap: 

Ближайшие
Еще в этой стране