Болгарская церковь Святого Стефана
Церковь Святого Стефана в Фенере
Церковь святого Стефана (болг. Свети Стефан, тур. Aya Stefan или тур. Bulgar Kilisesi — Болгарская церковь) — православный храм в честь Первомученика Стефана, принадлежащий болгарской общине Стамбула (в юрисдикции Константинопольского Патриархата). Возвращён болгарской общине правительством Турции в 2012 году[1]). Церковь полностью изготовлена из чугуна[2]. Один из немногих оставшихся в мире храмов из этого материала[3].
В истории храм (прежнее деревянное здание) знаменит тем, что в нём первый болгарский Экзарх Анфим 11 мая 1872 года, в день памяти святых Мефодия и Кирилла, вопреки запрету Патриархии, совершил литургию, во время которой был торжественно прочитан акт о провозглашении Болгарской Церкви автокефальной (см. Греко-болгарская схизма).
Деревянная церковь
Первоначальная деревянная церковь
Болгары в Османской империи относились к Вселенском патриархату, однако в XIX веке в связи с ростом национального сознания встал вопрос о формировании национальной Православной Церкви, равно как о строительстве церковных зданий, где служба велась бы на славянском языке.
В 1849 году году, во 2-е патриаршество Анфима IV, на нужды болгарской общины в Константинополе молдавским фанариотом болгарского происхождения князем Стефаном Вогоридисом (греч. ?; также исзвестен как Богориди, Алеко-паша, Стойко Богоров; 1775—1859) было пожертвовано деревянное здание между Фенером и Балатом, недалеко от резиденции Вселенского Патриархата.
Церковь была освящена 9 октября 1849 года и стала важным местом в истории болгарского национального возрождения.
Здесь 28 февраля 1870 года был зачитан ферман султана Абдул-Азиза, в котором болгары признавалась отдельным этносом с правом на автономную Церковь под именем «Болгарский экзархат».
До 1912 года церковь (сперва деревянная, затем железная) была главным кафедральным собором экзархата.
Железная церковь
Rudolph Philipp Waagner, Вена, изготовитель чугунных элементов здания
После того, как первоначальное деревянное строение пострадало от пожара, было решено построить на том же месте здание больших размеров.
Указом турецкого султана от 25 июня 1890 года было разрешено строительство нового храма на месте Деревянной церкви. Основной камень нового храма заложил 27 апреля 1892 года экзарх Иосиф I.
Была выбрана железная конструкция из-за того, что грунт достаточно слабый для строительства железобетонного здания. Проект здания был создан Ховсепом Азнавуром, армянином, проживавшим в Стамбуле. В результате международного конкурса заказ на производство металлических частей здания был выигран австрийской компанией «R. Ph. Waagner». Готовые части, весящие около 500 тонн, которые были изготовлены в Вене в 1893—1896 годах, затем транспортировались в Стамбул судном через Дунай и Чёрное море. Каркас церкви был сделан из стали, а стены — из листов жести, которые были закреплены к основаниям болтами, гайками, заклепками и сварками — всего около 4 миллионов. Сборка Железной церкви завершена 14 июля 1896 года. Из первоначальной деревянной церкви был сохранен только напрестольный камень алтаря в качестве памятника, напоминающего об исторической роли храма на протяжении полвека.
Церковь была окончательно закончена в 1898 году и освящена болгарским экзархом Иосифом 8 сентября того же года.
В церковной ограде погребены болгарские церковные деятели — Иларион Макариопольский, Авксентий Велешский и Паисий Пловдивский.
Архитектура и убранство
Здание представляет из себя трёхнефную базилику крестообразной формы. Алтарь церкви обращён в сторону бухты Золотой Рог. Над притвором расположена сорокаметровая колокольня, изначально шесть колоколов которой были отлиты в Ярославле на фабрике Петра Оловянишикова. Два из них существуют по настоящее время.
Интерьер церкви создан в стиле модерн (первый пример использования этого стиля в Стамбуле). Иконостас был первоначально разработан по католическим образцам, в результате секретарь экзархата был вынужден обратиться к русским мастерам. В итоге иконостас церкви так же был создан московской фирмой Николая Ахапкина. Иконы написаны русским художником Клавдием Лебедевым.
В богатом декоре церкви присутствуют элементы неоготики и необарокко.
Галерея
Вид с бухты Золотой Рог
Вид со стороны входа
Коррозия поверхности
Иконостас
Опубликовано пользователем Valeratal