Церковь Богородицы Паммакаристы
Достопримечательность
Церковь Богородицы Паммакаристы
: 41°01?45 с. ш. 28°56?47 в. д. / 41.02917° с. ш. 28.94639° в. д. / 41.02917; 28.94639 (G) (O) (Я)
Церковь Богородицы Паммакаристы («Радующейся»), мечеть Фетхие-джами («Завоевания») — самый значительный памятник искусства, сохранившийся в Стамбуле от правления Палеологов. По площади уцелевших мозаик уступает лишь собору св. Софии и церкви в Хоре.
История
Пятиглавое (и поначалу трёхнефное) здание принадлежит к довольно позднему периоду в развитии византийского зодчества (вероятно, к XII веку). Многие историки и археологи считают, что первоначальная конструкция здания может быть отнесена ко времени Михаила VII Дуки (1071-1078). Шведский ученый Эрнест Мамбури предположил, что церковь была основана в VIII в. Наружные фасады здания демонстрируют типичный пример поздневизантийской архитектуры.
По одной из версий, нынешнее здание было возведено вскоре после конца владычества крестоносцев над Константинополем (1261 г.), когда византийцы занимались восстановлением города. Согласно письменным источникам, здание было построено протостратором Михаилом Глабосом Дукой Тархаинотом, племянником императора Михаила VIII Палеолога, между 1292-1294 гг.
Вскоре после 1310 года вдова византийского военачальника Михаила Глабаса (?) Мария (в монашестве Марфа) соорудила у юго-восточной стороны храма Спасский придел, в котором они оба были захоронены.
Спустя 3 года падения Константинополя, в 1456 году Вселенский патриарх перенёс свою кафедру в церковь Паммакаристы, где она оставалась до 1587 года.
В 1590 году[1] султан Мурад III ознаменовал завоевание Закавказья обращением церкви в мечеть Fethiye Camii («мечеть Завоевания»). При создании молельного зала были разобраны все внутренние перегородки и перекрытия. Мечеть подверглась реставрации в 1845-46 гг.
В 1949 году комплекс был реставрирован американским институтом Византии и с того времени помещения с мозаиками функционируют как музей. С осени 2011 здание закрыто на реставрацию.[2]
Пареклесия
Пареклесия — южный придел храма, посвященный Иисусу Христу, в отличие от остальных интерьеров, сохранил мозаичный декор, относящийся к XIV в. Параклесий имеет крестообразный план, купол высотой 2,3 м над наосом, галерею и нартекс.
Иисус в куполе в окружении пророков
По южной стене калиграфическим рельефом начертана эпитафия, сочинённая придворным поэтом Мануилом Филом.
После реставрации мозаик, предпринятой американцами в 1949 Byzantine Institute of America Думбартон-Окс, пареклесия открыт для для посетителей в качестве музея.
На апсиде изображения Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. В куполе изображен Пантократор и 12 пророков, в парусах — сцены Крещения и фигуры святых.
Пророки:
Исайя. Надпись на свитке: «Вот, Господь восседит на облаке легком» (Ис.19:1) Моисей. «Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык» (Вт. 10:17) Иеремия. «Вот наш Господь, ничто с ним не сравнится» Софония. «Огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля» (Сф.1:18) Михей. «Гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами» (Мх. 4:1) Иоиль. «бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это.» (Иоиль 2:21) Захария. «Господа Саваофа — горою святыни» (Зх. 8:3) Авдий. «на горе Сионе будет спасение» (Авдий 1:17) Аввакум. «Господи! услышал я слух Твой » (Авв. 3:2) Иона.«Молитва моя дошла до Тебя» (Иона 2:8) Малахий. «Вот, Я посылаю Ангела Моего» (Малахий 3:1) Иезекииль. «И тогда все верующие исчезнут»
В юго-западной части наоса находятся шесть фигур святых монахов. В центре паруса купола находится св. Антоний. Внизу западного паруса - фигура Ефимия, наверху в парусах северо-западной колонны - Савва и Иоанн Лествичник. В западной арке находятся Арсений и Харитон.
Мозаики
Спаситель, мозаика в конхе
Григорий Просветитель
Св. Антоний
Ангел
Опубликовано пользователем Valeratal