Центральный военно-морской музей
Центральный военно-морской музей — один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира, расположенный в Санкт-Петербурге, объект морского наследия.
Филиалы
- Крейсер «Аврора»
Адрес: 197046, Санкт-Петербург, Петровская набережная, крейсер «Аврора»;Режим работы: Ежедневно с 11:00 до 17:00, кроме понедельника и пятницы[1].Транспорт: метро: «Горьковская», трамвай № 6, 40 до остановки «Ул. Чапаева».
- Подводная лодка Д-2 «Народоволец»
Адрес: 199106, Санкт-Петербург, Шкиперский проток, 10;Транспорт: метро: «Приморская»; трамвай № 1, 6; троллейбус № 10, 11; автобус № 1, 6, 7, 128 до остановки «Ул. Шкиперский проток».
- Кронштадтская крепость
Адрес: КронштадтТранспорт:Из Санкт-Петербурга — метро: «Старая Деревня», далее пригородный автобус 101[2]; либо Аквабус;Из Ломоносова — автобус 175[3]Из Сестрорецка — автобус 215[4]
- «Дорога жизни»
История
Почтовая марка России, 2009 год
История музея ведется с 1709 года, когда по распоряжению Петра I была основана Модель-камера (от нидерл. model-kammer — комната моделей, кладовая образцов), где хранились корабельные чертежи и модели. Были приняты законодательные меры по систематическому пополнению коллекции.
В 1722 году вышел в свет «Регламент о управлении адмиралтейства и верфи», который гласил: «Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую». Подобных полумоделей XVIII века, выполненных согласно «Регламенту», до нашего времени сохранилось порядка восьмидесяти.
Развитие судостроения привело к тому, что кораблестроительные модели стали постепенно заменять теоретическими чертежами. Коллекция потеряла своё практическое значение и в 1805 году была преобразована в «Морской музеум».
В 1900—1904 гг. экспозиция музея была значительно перестроена и расширена. В 1908 году, к своему 200-летию, музей получил имя Петра Великого.
С 1924 — Центральный военно-морской музей.
Первоначально музей располагался в здании Главного Адмиралтейства, а в 1939—1941 гг. переехал в здание бывшей Фондовой биржи. Реконструкция помещений под музейную экспозицию, насчитывающую около 800 тыс. музейных предметов, и проект Музея разработаны архитектором М. А. Шепилевским.
В 2011 году начался переезд экспозиции в здание Крюковских (Морских) казарм.
Экспозиция
Экспозиция музея в здании Фондовой Биржи состояла из десяти основных залов на первом этаже и выставочного комплекса временных экспозиций на втором.
Российский флот до 1917 года
Центральный, самый большой зал музея, охватывал историю флота России от момента его создания до Октябрьской революции.
Ботик Петра Первого Подводная лодка С. К. Джевецкого
Здесь можно было увидеть знаменитый ботик Петра I («Дедушка русского флота»), модели парусников 18-19 веков, броненосцев рубежа 19-20 веков. Экспозиция рассказывает о наиболее значительных морских сражениях с участием русского флота. Также представлен ряд «раритетов» — первая в истории кораблестроения подводная лодка с электродвигателем, трофеи русско-турецких войн, древний чёлн, поднятый со дна реки, личные вещи и фотографии знаменитых военных моряков. Заключительный раздел экспозиции первого зала повествует об участии русского флота в Первой мировой войне.
Революционный флот
Зал номер 2 представлял историю участия российского флота в событиях 1917 года. Здесь размещались модель и настоящие элементы императорской яхты «Полярная звезда» (штаба революционного Центробалта), фотографии Моонзундского сражения, модели кораблей, принимавших участие в Октябрьском восстании в Петрограде.
Советский флот в период Гражданской войны
Материалы экспозиции освещали участие военных моряков в Гражданской войне и отражении иностранной интервенции в 1918—1922 годах. Было представлено множество моделей кораблей и военных реликвий — торпедный аппарат со знаменитой подводной лодки «Пантера», потопившей летом 1919 года английский эсминец, 75-мм орудие с посыльного судна «Адмирал Завойко» («Красный Вымпел»), модели эскадренного миноносца «Гавриил», подводной лодки «Макрель» и др.
Советский военно-морской флот в период с 1922 по 1941 гг.
Модель крейсера «Киров»
Материалы зала повествовали о становлении и развитии советского флота после окончания Гражданской войны. В центре зала находилась модель первенца советского кораблестроения, крейсера «Киров». Отдельные стенды рассказывали о восстановлении флота, в котором принимали участие водолазы и рабочие-судоремонтники, а также об участии военных моряков в Советско-финской войне 1939—1940 гг. В экспозиции было представлено большое количество подлинных фотографий, документов тех лет, личных вещей участников событий.
Флот в начальный период Великой Отечественной войны
Экспозиция рассказывала о начале войны, о действиях Краснознаменного Балтийского флота в 1941—1942 годах и об участии военных моряков в обороне Ленинграда и Москвы. Здесь же находились образцы оружия и боевой техники германского производства, флаги и вымпелы боевых кораблей, модели военных кораблей и самолётов.
Советский флот в 1942—1943 гг.
Истребитель И-16 дважды Героя Советского Союза подполковника Сафонова.
В зале экспонировались модели кораблей и самолетов того периода, образцы оружия и боевой техники, знамена кораблей, фотографии и документы, награды и личные вещи моряков, отличившихся в годы войны. Под сводами зала был размещен истребитель И-16, на котором воевал в Заполярье прославленный морской летчик, дважды награжденный Золотой Звездой Героя Советского Союза, подполковник Б. Ф. Сафонов.
Флот в 1944 году
Экспонаты зала рассказывали о действиях морской артиллерии при освобождении Ленинграда от блокады, об освобождении Крыма, Советского Заполярья и Северной Норвегии, о вкладе в общую победу союзников по антигитлеровской коалиции. В зале были представлены подлинные предметы, поднятые с потопленной советскими моряками германской подводной лодки U-250.
Флот в 1945 году
Трофейные флаги кригсмарине
Зал Победы. Здесь экспонировалось большое количество боевых знамён и флагов, отечественные и трофейные награды, трофейные знамёна и оружие. В зале были представлены материалы, рассказывающие о действиях сил флота в 1945 году, в том числе о подвиге экипажа подводной лодки С-13, потопившей фашистский лайнер «Вильгельм Густлов». В витринах были размещены модели кораблей Тихоокеанского флота и Амурской флотилии, принявших активное участие в разгроме империалистической Японии.
«Курсом доблести и славы…»
В последних двух залах основной экспозиции на 2006—2007 гг. была развернута выставка к столетию подводных сил России. Она рассказывала об истории подводного флота, давала возможность ознакомиться с подлинными материалами и чертежами, узнать о жизни военных моряков в наши дни.
Выставки
- 27 июля 2007 года открыта выставка «Шедевры кораблестроения. Императорские и должностные яхты конца XVII — начала XX века». На выставке представлены живопись и графика художников морского ведомства, модели яхт, предметы одежды, флаги и другие предметы, связанные с прогулочным плаванием[5].
Перенос музея в новое здание
Модель корабля на воздушной подушке
Комитет государственного контроля, использования и охраны памятников (КГиОП) летом 2007 года начал решать вопрос о переносе центрального военно-морского музея в здание Крюковских (Морских) казарм.
— председатель КГиОП Вера Дементьева.
Также планировалось устроить вокруг памятника по набережной Крюкова канала пешеходную зону со стоянкой туристических автобусов[7], но этот момент не удалось согласовать с комитетом по транспорту[8]. Более двух месяцев известный правозащитник, активист петербургского Комитета Единых Действий (КЕД), Михаил Дружиннинский, вел переговоры лично с начальником музея, капитаном I ранга Шидаковым, предлагая ему разностороннюю помощь в борьбе за сохранение за музеем исторического здания. Ответа на предложение не последовало[9].
Опубликовано пользователем Valeratal