Дворцовая набережная

Дворцовая набережная

Дворцовая набережная Невы в центре Санкт-Петербурга находится по левому берегу от Набережной Кутузова до Адмиралтейской набережной.

На набережной расположены здания Государственного Эрмитажа, Русского музея и пр.

Связь с городской улично-дорожной сетью

Основные магистрали

    Троицкий мост Суворовская площадь Дворцовый проезд Дворцовый мост

Улицы

НАБЕРЕЖНАЯ ДВОРЦОВАЯ.jpg

    Набережная реки Фонтанки Набережная Лебяжьей канавки Мраморный переулок Мошков переулок Набережная Зимней канавки Шуваловский проезд Государственного Эрмитажа (планируется к открытию как пешеходная улица)

Водные коммуникации

    Фонтанка Лебяжья канавка Зимняя канавка

Транспорт

Beggrov2.jpgНабережная Невы у Летнего сада.jpeg

Наземный общественный транспорт лишь пересекает набережную, не проходя по ней самой.

На набережной находятся пристани, обслуживающие водные виды транспорта:

    теплоходы типа Метеор Аквабус

Ближайшие станции метро:

    Spb metro line5.svg «Адмиралтейская» (0,6 км); Spb metro line2.svg «Невский проспект, выход на Канал Грибоедова» (1,2 км); Spb metro line3.svg «Гостиный двор, выход на Канал Грибоедова» (1,2 км).

Общественный транспорт, пересекающий набережную:

    Остановка «Дворцовая набережная» у Дворцового моста:

Автобус: маршруты 3М, 3Мб, 5М, 5Мб, 7, 10, 24, 191.[1]Троллейбус: маршруты 1, 7, 10, 11.[2]

    Остановка «Суворовская площадь» у Троицкого моста:

Автобус: маршруты 46, 49.[3]

История строительства

Формирование береговой линии

В начале XVIII века болотистый берег Невы ещё не был укреплён, застройка велась в глубине участков, таким образом набережная проходила примерно в середине квартала между нынешней Миллионной улицей и современной набережной Невы и называлась Верхней набережной. Однако уже в 1716 году она за счёт расширения земельных участков смещается к северу: побили сваи по мелководью реки и устроили новую существующую и ныне набережную[4]

В апреле 1707 года был издан указ, строго регламентировавший отвод участков под застройку в зависимости от служебного и имущественного положения просителей. Этим же указом были установлены размеры земельных наделов. Все они узкой стороной (от 5 до 12 саженей) выходили на берег Невы и предназначались только для лиц, имеющих отношение к Адмиралтейскому ведомству[5].

Архитектурный ансамбль

Каменные парапеты

В 1760-х годах у Екатерины II рождаются грандиозные честолюбивые замыслы обновления столицы. На передний план стали выдвигаться задачи градостроительного порядка, учреждается Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, главным архитектором которой стал Юрий Фельтен. В числе первых мер по преобразованию Петербурга и была замена деревянной набережной Невы каменным парапетом с лестницами-пристанями. В июле 1762 года последовал указ:

«Здесь в Санкт-Петербурге против всех наших дворцов, садов и казенных домов берега сделать каменные»

— РГИА, ф. 466, оп. 1, д. 108, л. 5, 103.

Определяющая роль в осуществлении этого замысла принадлежала Фельтену. Трудоёмкие работы по сооружению гранитной набережной продолжались до 1780 года. Зыбкая почва укреплялась свайною бойкою, местами делалась подсыпка земли. Лестницы-причалы предполагалось сделать прямыми уступами, однако в окончательном варианте они приобрели овальные очертания. «По всему берегу и пристаням хотя балюстрад назначен был железными решетками, но… для прочности сделаны из морского тесаного камня панели». Из такого же камня выложили «пешеход». «От оного пешеходу к домам из-под старой дороги слабая земля вынута, а вместо того в настоящую глубину укреплен фундамент и особливым твердым мощением исправлен». Вдоль всей набережной были поставлены фонари на металлических столбах. Тогда же у старого Зимнего дворца над канавкой соорудили каменный «мост со сводом и балюстрадом». Мост через Фонтанку задуман был каменным только у берегов, а в середине деревянным, с подъёмным устройством, но ради прочности его соорудили «весь каменный со сводами», тот самый, который сохранился до наших дней.

Вид с Невы Вид с Невы

Достопримечательности

    Прачечный мост Летний сад Верхний Лебяжий мост Дом Бецкого Дом Салтыкова Мраморный дворец Доходный дом Жеребцовой Ново-Михайловский дворец Дворец Владимира Александровича Запасной дом Зимнего дворца Эрмитажный театр Эрмитажный мост Большой Эрмитаж Малый Эрмитаж Зимний дворец Сад Зимнего дворца

Известные жители

Дом № 6

    Представители правящей династии Романовых - Летний дворец Петра I, Зимний дворец Петра I, Зимний дворец, великокняжеские дворцы. И. И. Бецкой - дом 2 И. А. Крылов (1791-1796) - дом 2 Принц Пётр Ольденбургский - дом 2 C. Ю. Витте — дом 30 Тарле, Евгений Викторович (01.1933 — 1955) — дом 30, кв. 4 Джакомо Кваренги — дом 32 Иосиф Орбели — дом 32

Интересные факты

Пристань у Эрмитажа.jpg

Для основной части Александровской колонны (гранитного монолита весом 600 тонн), добытой в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне использовался особый причал на Дворцовой набережной. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник Гласин, который сконструировал и построил специальный бот, названный «святой Николай»[6], грузоподъёмностью до 1 100 тонн. Для выполнения разгрузочных работ была построена специальная пристань. Выгрузка производилась на деревянную платформу на конце мола, которая совпадала по высоте с бортом судна. Возглавлял работы по добыче и доставке подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев, который нёс ответственность за всю часть операции с начала и до момента выгрузки монолита на берег.

Страна: 
OnMap: 

Ближайшие
Еще в этой стране