Дворцовая набережная
Дворцовая набережная
Дворцовая набережная Невы в центре Санкт-Петербурга находится по левому берегу от Набережной Кутузова до Адмиралтейской набережной.
На набережной расположены здания Государственного Эрмитажа, Русского музея и пр.
Связь с городской улично-дорожной сетью
Основные магистрали
- Троицкий мост Суворовская площадь Дворцовый проезд Дворцовый мост
Улицы
- Набережная реки Фонтанки Набережная Лебяжьей канавки Мраморный переулок Мошков переулок Набережная Зимней канавки Шуваловский проезд Государственного Эрмитажа (планируется к открытию как пешеходная улица)
Водные коммуникации
- Фонтанка Лебяжья канавка Зимняя канавка
Транспорт
Наземный общественный транспорт лишь пересекает набережную, не проходя по ней самой.
На набережной находятся пристани, обслуживающие водные виды транспорта:
- теплоходы типа Метеор Аквабус
Ближайшие станции метро:
- «Адмиралтейская» (0,6 км); «Невский проспект, выход на Канал Грибоедова» (1,2 км); «Гостиный двор, выход на Канал Грибоедова» (1,2 км).
Общественный транспорт, пересекающий набережную:
- Остановка «Дворцовая набережная» у Дворцового моста:
Автобус: маршруты 3М, 3Мб, 5М, 5Мб, 7, 10, 24, 191.[1]Троллейбус: маршруты 1, 7, 10, 11.[2]
- Остановка «Суворовская площадь» у Троицкого моста:
Автобус: маршруты 46, 49.[3]
История строительства
Формирование береговой линии
В начале XVIII века болотистый берег Невы ещё не был укреплён, застройка велась в глубине участков, таким образом набережная проходила примерно в середине квартала между нынешней Миллионной улицей и современной набережной Невы и называлась Верхней набережной. Однако уже в 1716 году она за счёт расширения земельных участков смещается к северу: побили сваи по мелководью реки и устроили новую существующую и ныне набережную[4]
В апреле 1707 года был издан указ, строго регламентировавший отвод участков под застройку в зависимости от служебного и имущественного положения просителей. Этим же указом были установлены размеры земельных наделов. Все они узкой стороной (от 5 до 12 саженей) выходили на берег Невы и предназначались только для лиц, имеющих отношение к Адмиралтейскому ведомству[5].
Архитектурный ансамбль
Каменные парапеты
В 1760-х годах у Екатерины II рождаются грандиозные честолюбивые замыслы обновления столицы. На передний план стали выдвигаться задачи градостроительного порядка, учреждается Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, главным архитектором которой стал Юрий Фельтен. В числе первых мер по преобразованию Петербурга и была замена деревянной набережной Невы каменным парапетом с лестницами-пристанями. В июле 1762 года последовал указ:
«Здесь в Санкт-Петербурге против всех наших дворцов, садов и казенных домов берега сделать каменные»
— РГИА, ф. 466, оп. 1, д. 108, л. 5, 103.
Определяющая роль в осуществлении этого замысла принадлежала Фельтену. Трудоёмкие работы по сооружению гранитной набережной продолжались до 1780 года. Зыбкая почва укреплялась свайною бойкою, местами делалась подсыпка земли. Лестницы-причалы предполагалось сделать прямыми уступами, однако в окончательном варианте они приобрели овальные очертания. «По всему берегу и пристаням хотя балюстрад назначен был железными решетками, но… для прочности сделаны из морского тесаного камня панели». Из такого же камня выложили «пешеход». «От оного пешеходу к домам из-под старой дороги слабая земля вынута, а вместо того в настоящую глубину укреплен фундамент и особливым твердым мощением исправлен». Вдоль всей набережной были поставлены фонари на металлических столбах. Тогда же у старого Зимнего дворца над канавкой соорудили каменный «мост со сводом и балюстрадом». Мост через Фонтанку задуман был каменным только у берегов, а в середине деревянным, с подъёмным устройством, но ради прочности его соорудили «весь каменный со сводами», тот самый, который сохранился до наших дней.
Вид с Невы
Достопримечательности
- Прачечный мост Летний сад Верхний Лебяжий мост Дом Бецкого Дом Салтыкова Мраморный дворец Доходный дом Жеребцовой Ново-Михайловский дворец Дворец Владимира Александровича Запасной дом Зимнего дворца Эрмитажный театр Эрмитажный мост Большой Эрмитаж Малый Эрмитаж Зимний дворец Сад Зимнего дворца
Известные жители
Дом № 6
- Представители правящей династии Романовых - Летний дворец Петра I, Зимний дворец Петра I, Зимний дворец, великокняжеские дворцы. И. И. Бецкой - дом 2 И. А. Крылов (1791-1796) - дом 2 Принц Пётр Ольденбургский - дом 2 C. Ю. Витте — дом 30 Тарле, Евгений Викторович (01.1933 — 1955) — дом 30, кв. 4 Джакомо Кваренги — дом 32 Иосиф Орбели — дом 32
Интересные факты
Для основной части Александровской колонны (гранитного монолита весом 600 тонн), добытой в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне использовался особый причал на Дворцовой набережной. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник Гласин, который сконструировал и построил специальный бот, названный «святой Николай»[6], грузоподъёмностью до 1 100 тонн. Для выполнения разгрузочных работ была построена специальная пристань. Выгрузка производилась на деревянную платформу на конце мола, которая совпадала по высоте с бортом судна. Возглавлял работы по добыче и доставке подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев, который нёс ответственность за всю часть операции с начала и до момента выгрузки монолита на берег.
Опубликовано пользователем Valeratal