Придворный собор Спаса Нерукотворного (Санкт-Петербург)
Православный собор
Большой придворный соборСобор Спаса Нерукотворного образа
: 59°56?26 с. ш. 30°18?56 в. д. / 59.9405889° с. ш. 30.3156139° в. д. / 59.9405889; 30.3156139 (G) (O) (Я)
Собор Спаса Нерукотворного (Большая церковь Зимнего дворца) в Санкт-Петербурге — бывший православный дворцовый храм. С 1918 года — один из залов музея Эрмитаж, используемый для выставок. Один из немногих сохранившихся участков первоначального рококо создателя четвёртого Зимнего дворца — Франческо-Бартоломео Растрелли.
Образованная ещё в 1991 году община тщетно пытается вернуть собор Православной Церкви.
История
Закладка Церкви состоялась 14 октября 1753 года, когда у архитектора Растрелли ещё не сложился окончательно замысел всего нового Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Придворная церковь была размещена в юго-восточной части второго этажа — на месте существовавшей при дворце Анны Иоанновны, которая 19 октября 1735 года была освящена архиепископом Феофаном Прокоповичем.
Когда 6 апреля 1762 года архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов) освящал новое здание дворца, строительство собора не был ещё завершено, ввиду чего вместо него была освящена временная Воскресенская церковь.
12 июля 1763 года архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий) освятил собор во имя Нерукотворенного образа Спасителя. Образ, написанный в 1693 году Феодотом Ухтомским, был помещён в молённой при алтаре и был украшен золотой ризой с бриллиантами.
25 марта 1839 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) в присутствии Императорской семьи освятил обновлённый после пожара собор.
В соборе хранился ряд святынь и ценных художественных произведений, в частности святыни, поднесённые Павлу I Мальтийским орденом 12 (25) октября 1799 года в Приоратском дворце в Гатчине: десница св. Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетинье (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней. В честь этого обретения реликвий Правительствующий Синод установил в честь «Перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя» новый церковный праздник, отмечаемый, начиная с 1800 года, 12 (25) октября[1]. С 1852 года ко дню праздника реликвии переносили на месяц из Зимнего дворца в Павловский собор в Гатчине.
В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил протоиерей А. А. Израилев.
Собор был домовым храмом Императорской семьи. Отсюда, после литургии, Император Николай II вышел на балкон к народу в день объявления войны Германии. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарём. Посторонние в храм, как правило, не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ. 12 (25) октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I. Такое же богослужение в присутствии императора и кавалеров Георгиевского ордена совершалось 26 ноября, в Юрьев день.
Последним настоятелем собора (и духовником царской семьи) был протоиерей Александр Васильев, назначенный на эту должность в 1914 году.
Архитектура дворцового храма
После закладки храма 14 октября 1753 года долго не приступали к отделке интерьера. Только в январе 1756 года мастер Эйгер начал изготавливать деревянную модель купола, и только в 1759 году Растрелли представил одобренный чертёж «лепному и живописному украшению» Церкви[2]. Купола расписывали итальянцы К. Цукки и Ф. Мартини, алтарную часть — Д. Венерони; лепка — Дж. Б. Джани. Эскизы иконостаса, сени и кафедры, по которым работали резчики И. Дункер и Л. Роллан, были сочинены Растрелли. Иконы в трехъярусном иконостасе исполнили И. И. Бельский с братьями и И. Я. Вишняков. Евангелисты в парусах и плафон «Воскресение Христово» в притворе были написаны приехавшим из Италии Ф. Фонтебассо.
По своему решению дворцовая Церковь не отвечала ни древней крестово-купольной схеме, ни базиликальному типу храма. Растрелли создаёт единый интерьер подобный дворцовому залу. Соединённые с массивом стены подкупольные пилоны расчленяют помещение на трапезную, подкупольную и алтарную части. Зодчий любовно и тщательно проектировал мельчайшие детали отделки. Так, для овального церковного окна он исполнил не только эскиз наружного наличника, но и чертёж переплёта с резными деталями. Иконостас Растрелли насыщает таким же убранством, как и весь церковный интерьер. Резьба и живопись иконостаса сливаются воедино с живописью и лепкой парусов стен, а подпружная арка над алтарём удачно завершает всю композицию.
После разрушительного пожара 1837 года, храм восстанавливался В. П. Стасовым «с возможной точностью <…> в прежнем виде», хотя потребных для того чертежей оказалось мало. Значительная часть убранства была на сей раз выполнена не из дерева, а из папье-маше скульпторами Д. Аджом и Ю. Штрейхенбергом, кариатиды и статуи — В. И. Демут-Малиновским и П. В. Свинцовым. Золочёный иконостас, сень и кафедру вырезал по рисункам зодчего мастер П. Кретан. Иконы были в основном взяты прежние, спасенные при пожаре, живопись в плафоне возобновил П. В. Басин, евангелистов на парусах написал Ф. А. Бруни, роспись «под лепку» — П. Медичи. Посреди храма было повешено прежнее серебряное паникадило, дополненное и отремонтированное Дж. Банистером.
расположение церкви на схеме дворца
Опубликовано пользователем Valeratal