Часовни Версаля
Дворцовая церковь Версаля является одним из самых восхитительных помещений Дворца. Этот вид открывается из Королевской галереи, где Король и члены королевской фамилии слушали мессы.
Существующая в настоящее время Часовня Версаля является пятой по счету в истории Дворца. Часовни Дворца развивались по мере развития замка и находились в центре повседневной жизни двора в эпоху Дореволюционной Франции (Bluche, 1986, 1991; Petitfils, 1995; Solnon, 1987).
Порядок появления часовен
Первая часовня
Первая часовня замка появилась во времена правления Людовика XIII. Она размещалась в отдельно стоящем легком павильоне у северо-восточной части замка. На приблизительном месте этой часовни позже располагался Золотой кабинет Покоев Мадам Аделаиды, а в наши дни - Кабинет золотого сервиза, входящий в Малые апартаменты Короля. Эта часовня была сооружена по традиционной для Франции архитектурной модели двухэтажной дворцовой церкви; последующие часовни Версаля также придерживались такой модели. В 1665 году первую часовню разрушили в ходе сооружения Грота Фетиды, который не сохранился до наших дней (Batifol, 1909, 1913; Kimball, 1944; Le Guillou, 1983, 1989; Marie, 1968; Verlet, 1985).
Вторая часовня
Вторая часовня Версаля была сооружена во время второй строительной кампании (1669–1672) Людовика XIV, когда Луи Лево создавал новый дворец. Когда новая часть Дворца была закончена, часовня располагалась в Больших покоях Королевы и была симметричной парой с Салоном Дианы в Больших покоях Короля. Королевская семья и двор использовали эту часовню вплоть до 1678 года, когда была построена третья часовня. Вторая же часовня была переделана под Зал караула Королевы (Felibien, 1674; Kimball, 1944; Le Guillou, 1983, 1989; Marie, 1972, 1976; Scudery, 1669; Verlet, 1985).
Третья часовня
Расположенная сразу возле нового Зала караула Королевы, эта часовня использовалась обитателями Версаля очень короткое время. В скором времени после ее сооружения Людовик XIV счел ее неудобной и непригодной для себя, а также для своего двора, который он официально разместил в Версале в 1682 году. В 1682 году это помещение было переделано в Большой зал караула Королевы (сейчас на этом месте Зал коронования) и была возведена новая часовня (Combes, 1681; Kimball, 1944; Le Guillou, 1983, 1989; Marie, 1972, 1976; Verlet, 1985).
Четвертая часовня
При возведении Северного флигеля, северного крыла замка, была построена новая часовня. Сооружение северного крыла стало причиной разрушения Грота Фетиды; именно на его месте в 1682 году была построена новая дворцовая церковь. Когда четвертая часовня была построена, Салон Изобилия, который также был передней Кабинета Диковинок и Редкостей Людовика XIV в Малых апартаментах Короля, был переделан в вестибюль часовни — названный так поскольку он находился на верхнем уровне часовни, откуда Король и приближенные члены королевской семьи слушали ежедневные мессы. Эту часовню использовали вплоть до 1710 года, и она была свидетелем множества значимых событий в жизни двора и королевской семьи в эпоху правления Людовика XIV. Однако она быстро стала недостаточно вместительной. В наши дни на месте этой часовни находятся Салон Геркулеса и нижний вестибюль (Felibien, 1703; Kimball, 1944; Le Guillou, 1983, 1989; Marie, 1972, 1976; Piganiole de la Force, 1701; Verlet, 1985).
Пятая часовня
Наружный вид Часовни Людовика XIV в стиле барокко в Версале
Являясь центральным элементом четвертой (и последней) строительной кампании (1699–1710) Людовика XIV, заключительная, пятая, часовня Версальского Дворца стала безусловным шедевром искусства. Начатому в 1689 году строительству помешала Девятилетняя война; Жюль Ардуэн возобновил строительство в 1699 году. Придворный архитектор работал над этим проектом вплоть до своей смерти в 1708 году, после чего проект завершил его зять Робер де Кот (Blondel, 1752–1756; Marie, 1972, 1976; Nolhac, 1912–1913; Verlet, 1985; Walton, 1993). Часовня стала самой крупной среди всех прежних Королевских часовен Версаля, и поскольку высота ее свода нарушила горизонтальность линий крыш всех остальных частей Дворца, она была негативно воспринята некоторыми современниками тех лет. Возможно, самый яркий отзыв дал герцог Сен-Симон, назвавший часовню "огромным катафалком".[1] Тем не менее, величественные внутренние помещения вызывают сильный восторг и в наши дни; они послужили источником вдохновения для Луиджи Ванвителли при сооружении часовни Королевского дворца в Казерте (Defilippis, 1968).
Посвященная Людовику IX Святому, священному покровителю династии Бурбонов, часовня была освящена Архиепископом Парижа 5 июня 1710 года. Конечно, традиционно применена модель двухэтажной дворцовой церкви; однако, роскошная коринфская колоннада верхнего уровня виртуозно выполнена в стиле классицизма, который тогда только входил в моду. На верхний уровень можно попасть через вестибюль, известный как Зал часовни, который был сооружен одновременно с самой часовней. Зал часовни отделан белым камнем и украшен барельефом, Переправа Людовика XIV через Рейн работы Николаса и Гильома Кусто, который является центральным элементом декора помещения [2] (Nolhac, 1912–1913; Verlet, 1985; Walton, 1993).
Пол самой часовни выложен разноцветным мрамором и у подножия ступеней, ведущих к алтарю, находится венценосный вензель из двух переплетенных букв "L" намекающих на Людовика IX Святого и Людовика XIV (Nolhac, 1912–1913; Verlet, 1985; Walton, 1993). В изобразительном и скульптурном оформлении использованы мотивы из Ветхого Завета и из Нового Завета (Lighthart, 1997; Nolhac, 1912–1913; Sabatier, 1999; Verlet, 1985; Walton, 1993). На потолке нефа работа Антуана Куапеля Всевышний во славе приносит миру обещание искупления; полукупол апсиды украшен работой Шарля де ла Фосса Христос во славе Воскрешения; и над королевской трибуной работа Жана Жувене Явление Святого Духа Деве Марии и Апостолам (Nolhac, 1912–1913; Walton, 1993).
Гравюра, изображающая венчание будущего Короля Людовика XVI и Марии-Антуанетты, вступивших в брак в часовне 16 мая 1770 г. Алтарь часовни Версальского Дворца; именно здесь Мария-Антуанетта вышла замуж за Людовика XVI.
На протяжении 18-го века часовня была свидетелем многих событий при дворе. Служили Благодарственные молебны в ознаменование военных побед и в честь рождения у Короля и Королевы детей - (Сыновей Франции и Дочерей Франции); в этой часовне также совершались брачные богослужения, например, венчание сына Людовика XV Дофина Людовика и Инфанты Марии Терезии Испанской 23 февраля 1745 года, венчание Дофина – впоследствии Людовика XVI – и Марии-Антуанетты 16 мая 1770 года. Однако, среди всех церемоний, проводимых в часовне, тщательнее всего разрабатывались церемонии Ордена Святого Духа.[3] (Blondel, 1752–1756; Bluche, 2000; Boughton, 1986; Campan, 1823; Croy-Solre, 1906–1921; Hezuques, 1873; Luynes, 1860–1865; Nolhac, 1912–1913).
В 19-ом столетии часовня стала светским местом и с этих пор стала местом проведения государственных и частных мероприятий. В часовне Версаля часто проходят музыкальные концерты.[4]
Опубликовано пользователем Valeratal