Сады и парк Версаля
Вид на парк Версаля с высоты птичьего полета. XIX век.
Статистика о парке Версаля
Площадь:
900 га.
Количество деревьев:
350000
Ежегодно высаживаемые цветы:
210000
Число фонтанов:
50
Число струй воды:
620
Поверхность Большого Канала:
23 га
Периметр Большого Канала:
5.57 км
Длина труб, питающих фонтаны:
35 км.
Потребление воды во время ‘‘Праздника фонтанов’’:
3600м3
Источник: Официальный сайт Версальского дворца:[1]
Сады и парк Версаля находятся на части территории прежних Королевских владений в Версале и являются частью Дворцово-паркового ансамбля Версаля. Расположенные к западу от дворца, сады занимают 900 гектаров площади, большая часть которой благоустроена в классическом стиле регулярного французского парка, который здесь был доведен до совершенства знаменитым ландшафтным архитектором Андре Ленотром. По состоянию на 2010 год на территории дворцово-паркового ансамбля произрастало 350000 деревьев[2]. В период расцвета эпохи правления Людовика XIV, дворцовые парки охватывали площадь 8300 гектаров, по всему периметру они были окружены оградой, в которой было устроено 22 роскошных проезда. В наше время сады окружены поясом лесистой местности, которая на востоке граничит с жилыми кварталами города Версаль, на северо-востоке с муниципалитетом Ле-Шене, на севере примыкает национальный Дендрарий Шеврёлу, на западе — Версальская равнина (охраняемый заказник), а на юге — леса Сатори.
Сады имеют статус юридического лица публичного права и работают под эгидой Министерства культуры Франции; при этом сады являются частью Национального достояния Версаль и Трианон и одним из самых посещаемых туристических объектов Франции, принимая в год свыше 6 миллионов посетителей.[3]
Помимо тщательно подстриженных газонов и лужаек, скульптур и партеров цветов, по всей территории садов расположены фонтаны, которые обеспечивают уникальность садов Версаля. Фонтаны датируются эпохой Людовика XIV и в наши дни их работу обеспечивает гидросистема, которая была установлена еще в дореволюционной Франции. Ежегодно с конца весны по начало осени каждые выходные устраиваются грандиозные представления — Grandes Eaux или Праздник фонтанов — во время которых все фонтаны в парке работают в полную силу.
В 1979 году сады, вместе с дворцом, были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, наряду с другими 31 объектами Франции.[4]
Планировочная схема
Схема садов Версаля. Энциклопедия Meyers Konversations-LexikonШато Версаль и сады по состоянию на 1746 год; работа Эбб Делагрива, географа Парижа.
Время правления Людовика XIII
Первые сады были разбиты здесь при Людовике XIII. После того как в 1632 году Людовик XIII окончательно выкупил эти угодья у Жан-Франсуа де Гонди и в 1630-х годах принял на себя феодальную роль в Версале, к западу от шато был устроен регулярный сад. В том же 1632 году перед окнами небольшого шато высадили 6 квадратов вечнозелёного самшита и устроили террасу и лестницу, ведущую к партеру с круглым бассейном. В западном направлении вдоль центральной оси парка была проложена длинная аллея, окаймлённая живой изгородью. Она вела к самой большой водной глади парка, которая впоследствии станет Бассейном Аполлона. С этого времени в садах был создан знаменитый королевский панорамный вид. Эта ранняя планировка, которая дошла до наших дней на так называемом плане Дю Бус 1662 года, показывает установленный рельеф местности, на которой развивались аллеи сада. Планировка сада уже была четко привязана к осям север — юг и восток — запад. По архивным записям видно, что сады, проектированные в те времена Клодом Молле и Иларием Массоном, существовали без особенных изменений вплоть до их расширения, заказанного Людовиком XIV в 1660-х годах.[5]
Время правления Людовика XIV
В 1661 году после ареста королевского суперинтенданта финансов Николя Фуке, Людовик XIV стал уделять Версалю больше внимания. Силами приближенных к Фуке — архитектора Луи Лево, художника Шарля Лебрена и ландшафтного архитектора Андре Ленотра — Людовик начал реализацию проектов, направленных на расширение и украшение Версаля, и эти проекты заняли всё оставшееся время его эпохи правления.[6]
Начиная с этого времени, расширения садов и расширения дворца в Версале следовали друг за другом. Конечно же, строительные кампании Людовика XIV распространялись также и на сады.[7]
Первая строительная кампанияВ 1662 году была выполнена незначительная реконструкция замка; основные усилия и средства были направлены на развитие садов и парка. За год до этого, в 1661 году, Ленотр начал представлять королю свои проекты развития садов Версаля. Людовик XIV хотел увидеть преображённые сады как можно скорее и вскоре работы закипели полным ходом. В разгар первой строительной кампании 36 000 человек трудились над выравниванием парка и планировкой садов, перемещая и распределяя тысячи тонн грунта. В этот период развития садов Ленотр ничего не создавал «с нуля», он применил замылсы и идеи, разработанные его предшественниками в Версале — Клодом Молле и Жаком Бойсо. Были расширены имеющиеся боскеты и партеры, а также созданы новые. Из новых проектов этой кампании наиболее значительными были Оранжерея и Грот Фетиды (Nolhac 1901, 1925).
Основная статья: Оранжерея Версаля
Проектированная архитектором Луи Лево Оранжерея, выгодно расположена к югу от дворца, используя преимущества естественного уклона холма. Было предусмотрено защищенное помещение, где цитрусовые деревья содержались в течение зимних месяцев (Nolhac 1899, 1902).
Грот Фетиды, располагавшийся к северу от дворца, был важным элементом художественных иллюстраций дворца и садов, на которых проводилась связь между Людовиком XIV и образом Солнца. Сооружение этого грота будет завершено в ходе второй строительной кампании (Verlet 1985).
В обновленных садах с 1664 года Людовик XIV начал устраивать праздники любви (fete galante), которые получили название «Удовольствия чарующего островка». Праздник, устроенный с 7 по 14 мая 1664 года, официально должен был чествовать его мать Анну Австрийскую и его коронованную супругу Марию Терезию, но фактически это было чествованием Луизы де Лавальер, фаворитки короля. В течение целой недели гостей услаждали великолепными зрелищами в садах. По итогам этого праздника — а именно, из-за нехватки мест для размещения гостей (большинство из которых были вынуждены ночевать в своих экипажах), для Людовика стали очевидны недостатки Версаля и он распорядился начать еще одно расширение дворца и садов (Verlet, 1961, 1985).
Вторая строительная кампанияВ период с 1664 по 1668 годы в садах произошли значительные изменения — особенно в части фонтанов и новых боскетов; именно в этот период в образе сада преднамеренно применялись образы Аполлона и Солнца, которые были метафорами для Людовика XIV. Благодаря оформлению внешнего вида садов в ходе возведения трех новых корпусов, обращенных своими фасадами в парк, вокруг старого замка времен Людовика XIII, выполненной Луи Лево, образы в оформлении Больших королевских покоев хорошо соединились с образами, использованными в садах (Lighthart, 1997; Male, 1927).
Ландшафтная структура и зрительный образ садов, полученные в ходе этого этапа модернизации, будут существовать вплоть до 18-го столетия. Французский историк и летописец Андре Фелибьен в своем описании Версаля отметил преобладание мотивов Солнца и Аполлона в строительных проектах того времени: «С тех пор как Солнце стало символом Людовика XIV, а поэты объединили образы солнца и Аполлона, в этом грандиозном владении не осталось ничего не имеющего отношения к этому божеству.»[8] (Felibien, 1674).
На этом этапе сооружения садов, три новых элемента образовали топологическую и символическую связь в садах: завершенный Грот Фетиды, Бассейн Латоны и Бассейн Аполлона.
Грот ФетидыРаботы по сооружению грота были начаты в 1664 году и завершены в 1670 году установкой собрания скульптур работы мастеров, среди которых Жилль Герин, Франсуа Жирардон, Гаспар Марси и Бальтазар Марси. Грот[9] был важным символическим и техническим элементом садов Версаля. Символически, Грот Фетиды имел отношение к мифу про Аполлона и, следовательно, связывался с Людовиком XIV. Он символизировал морскую пещеру нимфы Фетиды, где Аполлон отдыхал после освещения неба ездой в своей колеснице. Грот был отдельно стоящей конструкцией, размещенной к северу от замка. Его внутренняя часть, для представления морской пещеры декорированная изделиями из раковин, содержала скульптурную группу работы братьев Марси, Служащие Аполлону нереиды (центральная группа) и Солнечные кони за которыми ухаживают слуги Фетиды (две соседние скульптурные группы). Изначально, эти статуи были установлены в трех отдельных нишах грота и были окружены разнообразными фонтанами и водными приспособлениями (Marie 1968; Nolhac 1901, 1925; Thompson 2006; Verlet 1985).
С технической стороны Грот Фетиды имел ключевое значение в работе всей гидросистемы, снабжавшей водой сады и парк. Крыша грота поддерживала резервуар, в котором накапливалась вода, закачанная из пруда Кланьи, и этой водой под давлением наполнялись фонтаны ниже в саду.
Грот Фетиды просуществовал до 1684 года. Он пользовался необыкновенной популярностью у посетителей, восхищавшихся игрой фонтанов и красотой внутреннего оформления.
«Внешний вид Грота Фетиды»; работа Жана Лепотра, 1672 год
Бассейн ЛатоныБассейн Латоны располагается на оси запад-восток чуть западнее и ниже от Водного партера.[10] Разработанный Андре Ленотром, украшенный скульптурами Гаспара Марси и Бальтазара Марси и возведенный между 1668 и 1670 годами, фонтан иллюстрирует эпизод из Метаморфоз Овидия. Согласно легенде, Латона со своими детьми Аполлоном и Дианой страдала от того что крестьяне Ликии метали из пращей комки ила и грязи, из-за чего она с детьми не могла напиться из своего пруда. Зевс, в ответ на ее мольбу превратил крестьян в лягушек и ящериц. Этот эпизод из мифологии был выбран как аллегория со смутой Фронды, которая имела место в юношеские годы Людовика XIV. Связь между произведением Овидия и этим эпизодом истории Франции отражается в устойчивом политическом выражении — «метать грязь». Это дополнительно подтверждается тем фактом, что слово фронда во французском языке также обозначает метательную машину, рогатку (Berger, 1992; Marie, 1968, 1972, 1976; Nolhac, 1901; Thompson, 2006; Verlet, 1961, 1985; Weber, 1981). Центральная мраморная группа работы братьев Марси представляет Латону с детьми, которая первоначально, в 1670 году, высилась на скале. Вокруг неё из воды выступали головы и спины шести лягушек, а другие 24 лягушки были расположены вне бассейна, по периметру газона. В то время богиня была обращена лицом ко дворцу.
«Вид на Бассейн Латоны»; гравюра Жана Лепотра, 1678 год
Бассейн АполлонаДалее по оси запад-восток находится Бассейн Аполлона — Фонтан Аполлона.[11] Фонтан Аполлона возведен между 1668 и 1671 годом на месте Лебединого бассейна времен Людовика XIII. Людовик XIV распорядился расширить его площадь и украсить роскошным скульптурным ансамблем из позолоченного свинца, в котором, по эскизам Шарля Лебрена, Жан-Батист Тюби изобразил бога Аполлона, ведущего свою колесницу освещая небо. Тюби работал над этой композицией с 1668 по 1670 год на Мануфактуре Гобеленов. По завершении работ ансамбль перевезли в Версаль и установили на этом месте, а спустя год покрыли позолотой. Фонтан образует узловое место в парке и служит связующим элементом между садами, Малым Парком и Большим Каналом (Marie 1968; Nolhac 1901, 1925; Thompson 2006; Verlet 1985).
Большой КаналБольшой Канал[12] длиной 1500 метров и шириной 62 метра был сооружен между 1668 и 1671 годом. Визуально, а также физически, он протягивает ось запад-восток вплоть до стен Большого Парка. Во времена дореволюционной Франции Большой Канал использовался для грандиозных лодочных прогулок. В 1674 году, по результатам серии выгодных для Людовика XIV дипломатических договоренностей, король распорядился построить Маленькую Венецию. Расположенная у пересечения Большого Канала и северной поперечной ветви, Маленькая Венеция приняла у себя яхты и каравеллы, полученные от Голландии, а также гондолы, полученные в подарок от дожа Венеции. Отсюда и возникло название Маленькая Венеция (Marie 1968; Nolhac 1901, 1925; Thompson 2006; Verlet 1985). Здесь расквартировали 14 венецианцев, нанятых для управления гондолами. Здесь также жили боцманы и корабельные плотники, приписанные к 20 кораблям, пришвартованным в водах Версаля[13].
Помимо праздничного и декоративного назначения садов, Большой Канал также имел сугубо практическую роль. Расположенный в самой низкой точке садов, в нем скапливалась вода, отводимая из фонтанов в саду выше. Из Большого Канала воду откачивали обратно в резервуар на крыше Грота Фетиды при помощи нескольких водокачек, которые приводились в действие ветряной мельницей и конной тягой (Thompson 2006).
«Вид на Большой Канал»; гравюра Николя Переля, 1680 год
Водный ПартерВыше Фонтана Латоны расположена терраса дворца, известная как Водный Партер.[14] Размещенный на парковой оси север-юг, Водный Партер является связующим звеном между дворцом и садами ниже. Отсюда открываются потрясающие виды на королевскую панораму, дающие понимание истинного масштаба садов Версаля. Атмосфера Водного Партера объединяет символизм и образы, использованные в оформлении Больших королевских покоев с образами, представленными в садах.[15] Именно отсюда можно в полной мере оценить симметрию, так любимую Ленотром, а вид на фасад дворца (670 метров вдоль сада) отсюда кажется наиболее величественным. В 1664 году Людовик XIV заказал серию статуй, которые должны были украсить водное пространство Водного Партера. В Большом заказе, как было названо поручение, было 24 статуи классических кватерностей и 4 дополнительные статуи, представляющих эпизоды похищений из классической истории (Berger I, 1985; Friedman, 1988,1993; Hedin, 1981—1982; Marie, 1968; Nolhac, 1901; Thompson, 2006; Verlet, 1961, 1985; Weber, 1981).
Процесс создания боскетовОдной из отличительных особенностей второй строительной кампании было быстрое увеличение количества боскетов. Расширяя планировку, установленную при первой строительной кампании, Андре Ленотр добавил или расширил не менее десятка боскетов: Боскет «Заводь» в 1670 году;[16] Боскет Водного театра,[17] Остров Короля и Зеркальный бассейн,[18] Зал Балов (Зал Совета),[19] Боскет Трех Фонтанов в 1671 году;[20] Лабиринт[21] и Боскет «Триумфальная Арка»[22] в 1672 году; Боскет Славы (Боскет купольных павильонов)[23] и Боскет «Энкелад»[24] в 1675 году; и Боскет Родников[25] в 1678 году (Marie 1972, 1976; Thompson 2006; Verlet 1985).[26]
Помимо расширения существующих и сооружения новых боскетов этот период времени был отмечен еще двумя проектами — Еловый водоём и Швейцарский бассейн.
Еловый водоемЕловый водоем[27] был спроектирован в 1676 году к северу от дворца ниже за Северным партером и Аллеей Смешных мальчуганов[28]. Водоем был задуман как парный элемент вдоль оси север-юг со Швейцарским бассейном, расположенным у основания холма Сатори к югу от дворца. В ходе последующих реконструкций парка этот фонтан был превращен в Бассейн Нептуна (Marie 1972, 1975; Thompson 2006; Verlet 1985).
Швейцарский бассейнВырытый в 1678 году, Швейцарский бассейн[29], получивший свое название в честь швейцарских гвардейцев, которые строили это озеро, устроен на месте болот и прудов, из которых закачивали воду для фонтанов парка. Этот гидрографический объект, имеющий площадь поверхности более 15 гектар, является вторым — после Большого Канала — по величине водоемом в Версале (Marie 1972, 1975; Nolhac 1901, 1925; Thompson 2006; Verlet 1985).
Третья строительная кампания
Бассейн Латоны — Фонтан Латоны на фоне Зеленого ковра и Большого Канала
Изменения в парке в ходе третьей строительной кампании главным образом характеризуются стилистическим переходом от эстетики нетронутой природы Андре Ленотра к формально структурированному стилю Жюля Ардуэн-Мансара. Первое существенное изменение в парке в этот период строительства случилось в 1680 году, когда Королевская аллея или Зеленый ковёр[30] — полоса зеленого подстриженного газона, расстилающаяся от Фонтана Латоны до Фонтана Аполлона — достигла под руководством Андре Ленотра своего окончательного размера и обрамления (Nolhac 1901; Thompson 2006). Аллея была расширена, а по бокам ее обрамляют расположенные попарно 12 статуй и столько же ваз. Большинство из них выполнены в XVII веке в Риме учениками Французской Академии Художеств. Прилегающие с обеих сторон аллеи ведут к боскетам. Начиная с 1684 года под руководством Жюля Ардуэн-Мансара был полностью перестроен Водный партер. Статуи из Большого Заказа 1674 года были перенесены в другие части парка; устроили два симметричных восьмиугольных бассейна, украшеных бронзовыми полулежащими фигурами, символизирующими четыре главные реки Франции, а вокруг них расположены четыре нимфы и четыре группы детей. Бронзовые модели по образцам работ знаменитых в то время скульпторов были отлиты с 1687 по 1694 год на парижском «Арсенале». Водный партер обрамлён с севера и юга бронзовыми вазами, в которых сначала планировалось разместить цитрусовые деревья, подстриженные в форме шара. Этот облик партера является окончательным и именно его мы видим в наши дни. В том же году малая Оранжерея Луи Лево, находившаяся к югу от Водного партера, была снесена и на ее месте под руководством Жюля Ардуэн-Мансара было возведено более крупное сооружение. Кроме Оранжереи в этот период была построена Лестница Ста Ступеней,[31], которая упрощала доступ в южную часть парка, а также к Швейцарскому бассейну и к Южному партеру[32]. С этого момента, расположение и оформление южной части парка сохранилось до наших дней.
Оранжерея в Парке Версальского дворца на фоне Швейцарского бассейна
И, наконец, чтобы разместить предполагаемое сооружение Дворянского Флигеля — северного крыла дворца — был разрушен Грот Фетиды (Marie 1968, 1972, 1976; Nolhac 1899, 1901, 1902, 1925).
В ходе сооружения Дворянского Флигеля (1685—1686) Северный партер был полностью перестроен в соответствии с новым архитектурным обликом этой части дворца. Чтобы компенсировать утрату резервуара на крыше Грота Фетиды и обеспечить возросшие потребности в воде, Жюль Ардуэн-Мансар спроектировал новый, более крупный, резервуар прямо к северу от Дворянского Флигеля (Thompson 2006). В 1685 году было начато сооружение жутко дорогого канала Эр; разработанный Вобаном, он должен был перенести воды реки Эр на расстояние 80 километров. Проект включал сооружение рискованных по своим масштабам акведуков, однако работы были прекращены в 1690 году (см. ниже главу «Трудности с водой»).
К 1689 году Жюль Ардуэн-Мансар внес некоторые изменения в Бассейн Латоны. Скалу заменили трехступенчатой мраморной пирамидой круглой формы, а скульптура Латоны теперь обращена лицом к Большому каналу. Бассейн Латоны плавно переходит в партер, где расположены два бассейна с ящерицами. В этот период Бассейн Латоны принял свой окончательный вид, который мы можем видеть в наши дни в Версале (Hedin 1992; Thompson 2006; Verlet 1985) .
Во время этого этапа строительных работ были созданы и реконструированы три главных боскета парка. Начали работы с Античной галереи,[33] боскета, который был создан в 1680 году на месте недолго существовавшей Водной галереи (1678). Этот боскет был задуман как галерея на открытом воздухе (без крыши), где были представлены античные статуи и копии приобретенные Французской академией в Риме. В следующем году приступили к сооружению Бального Зала[34]. Расположенный в укромной части парка к югу от Оранжереи, этот боскет проектировался как амфитеатр с водопадом — единственный оставшийся в садах Версаля. Бальный Зал торжественно открыли в 1685 году балом, возглавляемым Великим Дофином. Между 1684 и 1685 годами Жюль Ардуэн-Мансар построил Колоннаду. Сооруженный на месте Боскета Родников Ленотра, этот боскет представляет собой круговой перистиль, образованный 32 арками и 28 фонтанами. Этот боскет является самым комплексным архитектурным решением работы Ардуэн-Мансара в садах Версаля (Marie 1972, 1976; Thompson 2006; Verlet 1985)
К 1683 году завершили работы по устройству нового, более крупного, Огорода короля для выращивания свежих фруктов и овощей, подаваемых к столу королевского двора Людовика XIV. Огород был образован на площади в 9 гектар в непосредственной близости от дворца и Швейцарского бассейна под руководством Директора королевских садов и огородов Жан-Батистом де Ла Кентини (фр. Jean-Baptiste de La Quintinie).
Четвертая строительная кампанияПо причине временных финансовых трудностей, возникших вследствие Девятилетней войны и Войны за испанское наследство, в парке и садах не затевали никаких существенных работ вплоть до 1704 года. В период между 1704 и 1709 годами были реконструированы боскеты (некоторые весьма значительно), после чего им дали новые названия, отражающие аскетизм и отсутствие роскоши, свойственное позднему этапу эпохи правления Людовика XIV (Marie 1976; Thompson 2006; Verlet 1985)
Время правления Людовика XV
Французский павильон в Малом Трианоне, проект Анж Жака Габриэля, 1749—1750 гг.
После отъезда короля и его двора из Версаля, сразу после смерти Людовика XIV в 1715 году, в жизни дворца и парков наступила эпоха неопределенности. В 1722 году Людовик XV и его двор вернулись в Версаль. Видимо, учитывая предостережение своего прадеда не начинать дорогостоящих строительных кампаний, Людовик XV не затевал в Версале строительных работ, сопоставимых с кампаниями Людовика XIV. Во время правления Людовика XV единственным существенным вкладом в развитие садов было завершение сооружения Бассейна Нептуна (1738—1741 гг.) (Marie 1984; Verlet 1985).
Вместо расходования средств на реконструкцию садов Версаля, Людовик XV — страстный ботаник — сосредоточил свои усилия на Трианоне. На участке, который сейчас занимает Ферма Королевы, Людовик XV устроил и содержал ботанические сады. Ботанические сады были устроены в 1750 году и садовник-флорист Клод Ришар (1705—1784) стал их управляющим. В 1761 году Людовик XV поручил Анж Жаку Габриэлю сооружение Малого Трианона, поскольку ему была нужна резиденция для проведения времени поблизости от ботанических садов. Именно в Малом Трианоне Людовик XV заболел смертельной оспой; 10 мая 1774 года король скончался в Версале (Marie, 1984; Thompson, 2006).
Сады и дворец Версаля в 1746 году, работы Эбба Делагрива
Время правления Людовика XVI
После восхождения на трон Людовика XVI парк и сады Версаля подверглись изменениям, похожим на Четвертую строительную кампанию Людовика XIV. Под влиянием новых идей, пропагандируемых Жан-Жаком Руссо и философской партией, зимой 1774—1775 годов сады были полностью пересажены. Деревья и кустарники, высаженные в эпоху Людовика XIV, срубили или выкорчевали для того чтобы французский сад Ленотра и Ардуэн-Мансара перевоплотить в парк английского стиля.
Попытка превратить шедевры Ленотра в пейзажный парк английского стиля окончилась неудачей. Поставленную цель достичь не смогли. В значительной степени из-за топологии ландшафта от английской эстетики отказались и сады пересадили снова в стиле регулярного парка. Однако, намереваясь сэкономить, Людовик XVI поручил заменить палисадники — подстриженную живую изгородь, образующую стены боскетов и очень трудоемкую в исполнении — на ряды лип и каштанов. Кроме этого несколько боскетов, созданных в эпоху Короля-Солнца, разрушили или значительно перестроили. Самым существенным вкладом в сады в эпоху правления Людовика XVI стал Грот Аполлона. Пещера из грубого камня, сооруженная в боскете английского стиля, стала шедевром Юбера Робера. Там разместили статуи из разрушенного Грота Фетиды (Thompson 2006; Verlet 1985).
Французская Революция
В 1792 году по указу Национального конвента некоторые деревья в садах были срублены, несмотря на то что фрагменты Большого Парка уже были поделены на части и разрушены. Предчувствуя потенциальную угрозу Версалю, Луи Клод Ришар (1754—1821) — внук Клода Ришара, управляющий ботаническими садами — пытался убедить правительство сохранить Версаль. Он преуспел в защите Большого Парка, а угроза разрушения Малого Парка исчезла после предложения использовать партеры под овощные огороды, а открытые области парка для высаживания фруктовых деревьев. К счастью, эти идеи никогда не были осуществлены; однако, сады стали открыты для народа и было привычно видеть как люди стирали свое белье в фонтанах и развешивали его сохнуть на кустарниках рядом (Thompson 2006).
Эпоха Наполеона I
Эпоха Наполеона Бонапарта обошла Версаль своим вниманием. Во дворце была обставлена анфилада комнат для императрицы Марии-Луизы; но сады остались в неизменном виде, за исключением роковой рубки деревьев в Боскете «Триумфальная Арка» и в Боскете Трёх Фонтанов. Масштабная эрозия почвы требовала высадки новых деревьев (Thompson 2006; Verlet 1985).
Времена Реставрации
После восстановления монархии Бурбонов в 1814 году сады Версаля подверглись первым изменениям со времен Французской революции. В 1817 году Людовик XVIII поручил преобразовать Остров Короля и Зеркальный бассейн в сад, спланированный на английский манер -Сад Короля (Thompson 2006). Большая часть великолепных растений была уничтожена здесь ураганом 1999 года.
Времена Июльской Монархии; Вторая Империя
В то время как большая часть внутреннего убранства дворца была безвозвратно видоизменена чтобы устроить Музей всех славных побед Франции (открытый Луи-Филиппом I 10 июня 1837 года), сады и парк остались нетронутыми. Если не брать во внимание государственный визит Королевы Виктории и Принца Альберта в 1855 году, во время которого в садах было устроено парадное торжество, напомнившее праздники Людовика XIV, Наполеон III пренебрегал дворцом, предпочитая взамен Версалю Компьенский дворец (Thompson 2006; Verlet 1985).
Пьер де Нолак
После того как Пьер де Нолак занял пост руководителя музея в 1892 году, в Версале наступила новая эра исторических изысканий. Нолак, страстный ученый и архивариус, начал по фрагментам собирать воедино историческое прошлое Версаля и, впоследствии, установил критерии реставрации дворца и сбережения садов, которые действуют и в наши дни (Thompson 2006; Verlet 1985).
Боскеты в садах
Вследствие множества реконструкций, выполненных в садах с 17-го по 19-ое столетие, многие боскеты неоднократно менялись и, вместе с этим, часто менялись их названия. [35]
Два боскета — Боскет «Жирандоль» — Боскет Дофина — Северная шахматная посадка — Южная шахматная посадка — Боскет «Жирандоль» — Боскет Дофина
Боскет «Жирандоль», создан Андре Ленотром с 1661 по 1663 год;
Эти два боскета впервые были разбиты в 1663 году. Расположенные к северу и к югу от оси запад-восток, эти два боскета представляли собой набор тропинок, проходящих вокруг четырех зеленых комнат, и сходящихся в центральной «комнате», в которой был устроен фонтан. В 1682 году южный боскет был создан заново как Боскет «Жирандоль», названный так из-за ступенчатого вида центральной струи фонтана. Северный боскет был перестроен в 1696 году, получив название Боскет Дофина, благодаря фонтану, изображающему дельфина. Каждый из этих боскетов был украшен бюстами на пьедесталах, заказанными главным интендантом Николя Фуке в Риме по оригиналам Пуссена для украшения его собственного замка Во-ле-Виконт. Оба боскета были уничтожены в ходе пересадки парка в 1774—1775 годах в эпоху Людовика XVI. Эти участки сада были засажены липами, после чего их назвали Северная шахматная посадка и Южная шахматная посадка (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985). В 2000 году завершилась реставрация этих двух боскетов и они приобрели свой первоначальный вид.
Схема Лабиринта согласно описанию Шарля Перро (1677)
Лабирин
Опубликовано пользователем Valeratal