Ново-Михайловский дворец

Images.png Внешние изображения

Детали фасада(материалы из Энциклопедии архитектурных деталей)

Image-silk.png

Кариатида, поддерживающая антаблемент.

Image-silk.png

Фигура кариатиды крупным планом.

Image-silk.png

Мраморный великокняжеский герб.

Image-silk.png

Скульптурное панно.

Image-silk.png

Фронтон бокового ризалита.

Image-silk.png

Окно и кованный балкон.

Image-silk.png

Центральный вход.

В отделке и декоре фасадов присутствует характерное для эклектики и творчества Штакеншнейдера переплетение разных архитектурных стилей и направлений. Архитектором используются мотивы и отдельные детали рококо, барокко, а также множество отсылок к ренессансу и «стилю Людовика XIV»[7][3]. Стоит отметить, что в оформлении фасадов зодчим использовалось обилие различных декоративных элементов. Более мелкая «прорисовка» плоскостей здания отдаляет архитектуру резиденции от идеалов и принципов русского классицизма, что неоднократно проявлялось в более ранних и более поздних работах архитектора[24]. Помимо Андрея Штакеншнейдера, над фасадом дворца также работал скульптор Даниил Иванович Иенсен[~ 2], создавший для оформления фасадов фигуры из терракоты. В композиционном плане строение больше похоже на доходный дом, чем на великокняжескую резиденцию[25].

Выходящий на Дворцовую набережную и обращённый к Неве главный фасад дворца отличается пышным оформлением. В сооружении использовался каррарский мрамор. Фасад выделяется тремя ризалитами: центральным и двумя боковыми. Все ризалиты увенчаны треугольными фронтонами, заполненными разными фигурами, причём фронтон центрального ризалита расположен выше фронтонов боковых[26]. Лепной рисунок на центральных и боковых фронтонах одинаков. Центральный ризалит декорирован роскошнее и с большей детализацией, чем боковые. Он имеет 2 симметричных по отношению к друг другу выступа. Балюстрада и декоративные вазы, стоящие на широком антаблементе, венчают фасад.

На уровне третьего этажа все 3 ризалита оформлены фигурами кариатид, стоящих в различных позах и поддерживающих треугольные фронтоны (в случае, если ризалит боковой), полукруглые фронтоны-арки или карнизы. На уровне третьего этажа в центральном ризалите между фигурами кариатид расположен мраморный великокняжеский герб; в боковом между кариатидами — монограммы Михаила Николаевича, поддерживаемые женщинами в лавровых венках[26]. Окна третьего этажа — прямоугольные, украшены простыми наличниками и завершены замковым камнем или карнизом. Стены третьего этажа украшают пилястры-филёнки[~ 3] с капителями и небольшие скульптурные панно.

На уровне второго этажа в пространствах между ризалитами фасад равномерно членится каннелированными пилястрами или колоннами коринфского ордера. Зодчим применён довольно эффектный мотив коринфских колонн, продолжающихся фигурами кариатид, поддерживающих антаблемент[26]. В ризалитах окна прямоугольные, с полукруглыми завершениями. Центральные окна ризалитов этажа оформлены наличниками, карниз окон выполнен в стиле барокко. Остальные окна увенчаны треугольными или полукруглыми фронтонами. Окна в ризалитах выходят на небольшие балконы, ограниченные кованной решёткой. На уровне первого этажа фасад оформлен прямоугольными филёнками и скульптурными панно над окнами. Все окна широкие, прямоугольные, кроме двух, состоящих в центральном входе. Центральный вход декорирован тройным ажурным козырьком и кованными решётками, опирающимися на витые столбы с фонарями.

Интерьеры

Приемная великого князя.jpg Приемный зал Ново-Михайловского дворца.jpg Парадная лестница Ново-Михайловского дворца - 1.jpg

Кабинет великого князя Михаила Николаевича

Приёмная великого князя Главный вестибюль (приёмный зал) Парадная лестница

Второй этаж

На втором этаже располагались помещения парадной анфилады. Здесь обустроили гостиные (жёлтая, белая, малиновая), приёмную, дубовую столовую, а также банкетный, танцевальный и зелёный залы. В столовой был установлен высокий камин, отделанный резным дубом и украшенный гербом великого князя. Стены комнаты затянули тиснёной кожей, облицевали всё тем же резным дубом. Гостиные исполнены наряднее. Стены затянуты уже шёлковой штофной тканью. Потолки были украшены позолоченной лепниной. Наборные паркеты и двери изготовили из разных ценных пород дерева. Над мраморными каминами повесили заключённые в резные рамы зеркала[13].

Представляет определённый архитектурный интерес двусветный зелёный зал, весьма живописно декорированный и украшенный лепниной. Однако самыми пышно и роскошно обустроенными помещениями по праву считаются двусветные танцевальный и банкетный залы. Архитектором применяется один для обеих парадных комнат приём. По периметру стен двух залов были сооружены двухъярусные колоннады, выраженные белыми каннелированными колоннами коринфского ордера.

Интерьеры второго этажаВсе фотографии относятся к 1903 году.

Столовая Ново-Михайловского дворца.jpeg

Белая гостиная Ново-Михайловского дворца.jpg Green hall of Novo-Mihailovsky Palace.jpg Танцевальный зал Ново-Михайловского дворца.jpeg Банкетный зал Ново-Михайловского дворца.jpg

Дубовая столовая

Белая гостиная Зелёный зал Танцевальный зал Банкетный зал

Эскиз росписи сводов церкви.jpeg

Эскиз росписи свода церкви, сделанный А. Е. Бейдеманом

Церковь во имя Архангела Михаила

Церковь во имя Архангела Михаила располагалась на третьем (верхнем) этаже дворца, прямо в середине фасада сооружения и была домовой церковью великокняжеского семейства. Снаружи она была увенчана одной позолоченной главкой, бывшей самый высокой точкой дворца. Церковь освятили 9 декабря 1861 года во имя архангела Михаила — покровителя великого князя. Росписи стен и свода церкви были выполнены в псевдорусском стиле «золотыми арабесками по голубому фону». А. Е. Бейдеман написал образа для иконостаса, оформил плафон.

В 1917 году во время Октябрьской революции помещения были национализированы, а церковь на волне антирелигиозной политики закрыли. До наших дней ни образа, ни росписи не сохранились. Позолоченная главка отсутствует[28].

Двор

Images.png Внешние изображения

Image-silk.png

Здание манежа во дворе.

Image-silk.png

Шталмейстерский корпус со стороны Миллионной улицы.

Image-silk.png

Шталмейстерский корпус со стороны двора.

Image-silk.png

Запасной дворец по набережной Мойки.

Image-silk.png

Запасной дворец по Миллионной улице.

Участок, на котором расположилась великокняжеская резиденция, представлял собой прямоугольник, почти квадрат[13]. Помимо собственно Ново-Михайловского дворца, за имением Михаила Николаевича значился комплекс служебных строений. Некоторые здания, относящиеся к резиденции (каретная служба, кузница), расположились по обе стороны Миллионной улицы, а также у набережной Мойки[7]. Прислугу поселили в перестроенный Дом Зубовой[6]. Иные службы (контора великого князя, построенный в 1877 году манеж[6] и конюшни) обосновались во внутреннем дворе резиденции, «зажатом» между самим дворцом и шталмейстерским корпусом[13].

Шталмейстерский корпус

Шталмейстерский корпус Ново-Михайловского дворца фасадом выходит на Миллионную улицу. Отделён от основного здания двором. Одно время в Шталмейстерском корпусе находились покои Георгия Михайловича — среднего сына великого князя Михаила Николаевича[29]. Кроме того, в этой части дворца располагались квартиры некоторых лиц, служивших при дворе и в свите великого князя[2].

Фасад Шталмейстерского корпуса по Миллионной улице исполнен более скромно и сдержанно, нежели обращённый к Неве главный фасад Ново-Михайловского дворца. Корпус выстроен на основе возведённого ещё в 1740-х дворца А. М. Черкасского, о чём свидетельствует изогнутая стена выходящего во двор фасада. Его криволинейная композиция признаётся уникальной для ранней архитектуры Санкт-Петербурга, отражает влияние итальянского барокко[30]. В целом корпус походит больше на доходный дом, что объясняется связью функции здания и его архитектурного решения[2].

Иногда архитектурный стиль здания характеризуют, как ретроспективное стилизаторство по мотивам раннего русского и французского классицизма[31].

Запасной дворец

Основная статья: Запасной дворец и Конюшенный двор при Ново-Михайловском дворце

Sight symbol grey.svg памятник архитектуры (вновь выявленный объект)[~ 4]

Запасной дворец, а также Конюшенный двор расположены по адресам Миллионная ул., 6 и наб. реки Мойки, 5. Занимают квартал к югу от Ново-Михайловского дворца. Являлись частью великокняжеской резиденции, предназначались для служебных нужд.

В 1780-х на месте современного Запасного дворца был возведён двухэтажный дом князя Щербатова. На первом этаже была устроена аркада. В 1861 году был надстроен третий этаж, переоформлен фасад. Начиная с 1857 года участок от Миллионной улицы до реки Мойки претерпел множество изменений. В конце 1860-х под руководством Штакеншнейдера дом по Миллионной декорировали в стиле рококо. В нём обустроили квартиры для придворных Михаила Николаевича. Дворовые строения были приспособлены под конюшни и сараи. Впрочем, в 1863 году землю, примыкающую к Мойке, арендовал мебельный фабрикант К. А. Туру[32].

Страна: 
OnMap: 
Гид-словарь: 

Ближайшие
Еще в этой стране