Авиаперевозки по России

Внутренними перевозками в России занимается несколько десятков авиакомпаний, однако львиная доля пассажиропотока приходится на первую пятерку. Кроме того, перевозки сильно централизованы - примерно две трети рейсов совершается в Москву или из Москвы. В столице расположены хабы (узловые аэропорты) каждой из лидирующих авиакомпаний.

Авиасообщение между регионами в большинстве случаев отсутствует или является редким. Некоторое исключение составляют Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, ключевые аэропорты Дальнего Востока и (только летом) аэропорты курортов юга России. Однако как полноценный хаб пока не работает ни один немосковский аэропорт.

Крупнейший перевозчик - "Аэрофлот" (он также управляет дочерними компаниями "Россия", "Донавиа", "Аврора", Orenair, плюс "Добролетом", который именует себя бюджетным перевозчиком). Последующие места занимают UTair (вместе с UTair-Экспресс), "Сибирь" (S7 Airlines, вместе с "Глобусом"), "Трансаэро" и "Уральские авиалинии".

Существенное число маршрутов обслуживают также "Якутия", "Руслайн", "ВИМ-авиа", Red Wings, NordStar, "Нордавиа", "Ак Барс Аэро". Многие из них также базируются в Москве или имеют туда значительное число рейсов. Прочие перевозчики, как правило, работают на малом числе линий.

Помимо "Добролета", применяющего модель жесткого лоукоста (платное питание, платный и очень дорогой провоз багажа, огромные сборы за выбор места, звонки в call-центр, любое изменение в билете и прочее), существуют еще дисконтные рейсы "Трансаэро" - это маршруты компании из Домодедово. Этот вариант мягче - выбор места и питание включены в билет, но норма бесплатного провоза багажа серьезно ограничена, а пассажиры должны регистрироваться самостоятельно. У прочих перевозчиков провоз багажа до 20 килограмм бесплатен (европейские нормы в 23 килограмма применяют пока только "Аэрофлот", "Сибирь" и их дочерние компании).

Тарифы на многих маршрутах, прежде всего столичных со значительной конкуренцией, отличает высокая сезонность. Цены обычно наиболее высоки с мая по сентябрь, а также в период новогодних праздников. В низкий сезон стоимость билетов может снижаться в несколько раз, при этом в большинстве случаев перевозчики изменяют тарифы синхронно.

Особенностью рынка являются одинаковые тарифы на всю глубину продаж у многих компаний. Таким образом, билеты на лето выгодно покупать зимой и ранней весной, когда цены держат низкими. А вот билеты на осень и зиму не имеет смысла покупать летом, когда тарифы высоки. Осенью цены с большой вероятностью снизятся, и тот же перелет можно будет купить вдвое дешевле. Вместе с тем на межрегиональных маршрутах цены могут быть одинаковыми весь год.

Тарифы на сайтах авиакомпаний и у агентств обычно мало отличаются по цене, но бывают исключения. К примеру, на отдельных маршрутах UTair билеты по минимальным тарифам доступны только на сайте.

С конца июня 2014 года российские авиакомпании имеют право часть билетов делать невозвратными. Таким образом, сдать билет, купленный по невысокому тарифу, может оказаться невозможным. Прочие билеты можно сдавать до вылета с уплатой сбора, размер которого зависит от перевозчика.

Все крупнейшие авиакомпании и некоторые другие перевозчики предлагают онлайн-регистрацию на рейсы. Однако электронных посадочных талонов в России пока фактически нет из-за требований служб авиационной безопасности. Обычная регистрация в аэропорту заканчивается, как правило, за 40 минут до вылета. Следует иметь в виду, что в российских аэропортах есть контроль безопасности на входе - он может занять существенное время и стоить опоздания на рейс.

Страна: 
Гид-словарь: 

Еще в этой стране