Старая пинакотека

«Старая пинакотека» (нем. Alte Pinakothek) — картинная галерея в Мюнхене. Является одной из самых известных галерей мира. В ней представлены произведения мастеров Средневековья до середины XVIII столетия. Напротив Старой пинакотеки находится Новая пинакотека с работами художников XIX — начала XX веков. В третьей пинакотеке Мюнхена — Пинакотеке современности — представлено искусство XX и XXI столетий.

История

Старая Пинакотека в 1900 году

История баварской коллекции, получившей позднее греческое название «пинакотека», начинается с картин на исторические темы, которые Вильгельм IV заказал у знаменитых немецких мастеров того времени: Альтдорфера, Бургкмайра, Бехама, Фезелена, Брёя и др. Выполненная Альтдорфером ещё в 1529 году «Битва Александра Македонского с царём Дарием» до сих пор считается одним из выдающихся шедевров, первым по времени попавшим в знаменитое мюнхенское собрание. У Максимилиана I Вильгельм IV приобрёл, среди прочих, работы Альбрехта Дюрера. Его внук Максимилиан II, в бытность свою штатгальтером Испанских Нидерландов, приобрёл многочисленные работы голландских и фламандских мастеров. С объединением Баварии и Пфальца в собрание «Старой пинакотеки» вошли произведения из галерей Манхайма, Дюссельдорфа и Цвайбрюкена, которые укрыли от французских войск.

Король Баварии Людвиг I также приобрёл многочисленные художественные произведения. Все эти работы находились в многочисленных дворцах и были недоступны для посещения. Людвиг I не только систематизировал свою собирательскую деятельность, но также, считая своей обязанностью приобщить к искусству народные массы, поручил архитектору Лео фон Кленце строительство музея. Музей был заложен в 1826 году, а уже в 1836 году строительство было завершено. Хотя вход в музей по воскресеньям был свободный, многие жители Мюнхена поначалу предпочитали посещению музея пикник на лужайке у его входа. Во время Второй мировой войны «Старая пинакотека» сильно пострадала и была восстановлена в 1952—1957 годах.

В 1988 году многие работы Дюрера были повреждены кислотой, которую выплеснул на них душевнобольной посетитель, и их пришлось долго реставрировать.

Альбрехт Дюрер «Автопортрет»

Коллекция «Старой пинакотеки»

Около 700 полотен представлены в 19 залах и 49 кабинетах музея в рамках постоянной экспозиции.

Отличительной особенностью этого музея является отсутствие среди экспонатов произведений скульптуры, графики либо предметов прикладного искусства и старинной мебели, которые обычно любят разместить в своих залах музеи. В пинакотеке строго выдерживается основной принцип коллекционирования: на стенах и стендах её находятся только картины.

Многочисленные торжественные залы «Старой пинакотеки» поражают своим своеобразным аскетизмом, скупостью убранства, но вскоре посетитель осознаёт разумность подобного решения в оформлении музейного интерьера: ничто не рассеивает внимания и не отвлекает, и отсутствует напряжение при переключении восприятия с одного вида искусства на другой.

Немецкая живопись XIV—XVII веков

Коллекция немецкого искусства является наиболее многочисленной по своему объёму. Картины для собрания немецкой живописи с особой заботой подбирались в XIX—XX вв. Оно стало настоящей гордостью пинакотеки. В коллекции национальной живописи лучше всего представлены живописцы XV и XVI вв. — эпохи высочайшего расцвета немецкого искусства.

«Старая пинакотека» обладает обширнейшим собранием живописи старых немецких мастеров, к числу которых относятся работы:

    Стефана Лохнера «Поклонение Младенцу Христу» (нем. Anbetung des Kindes); Альбрехта Дюрера «Четыре апостола» (нем. Die Vier Apostel), «Алтарь Паумгартнеров» (нем. Paumgartner Altar), «Автопортрет» (нем. Selbstbildnis im Pelzrock); Альбрехта Альтдорфера «Битва Александра» (нем. Alexanderschlacht) «Сусанна в купальне» (нем. Susanna im Bade); Лукаса Кранаха Старшего «Распятие» (нем. Kreuzigung Christi); Ганса Гольбейна Старшего «Алтарь св. Себастьяна» (нем. Sebastiansaltar, Martyrium des hl Sebastian); Маттиаса Грюневальда «Встреча св. Эразма и св. Маврикия» (нем. Die hl. Erasmus und Mauritius); Михаэля Пахера «Алтарь отцов церкви» (нем. Kirchenvateraltar); Ханса фон Аахена (нем. Sieg der Wahrheit); Адама Эльсхаймера «Бегство в Египет» (нем. Flucht nach Agypten); Иоганна Лисса «Смерть Клеопатры» (нем. Tod der Kleopatra).

Питер Пауль Рубенс «Автопортрет с Изабеллой Брант»

Голландская живопись XIV—XVII веков

Собрание живописи голландских мастеров является одним из самых больших и значительных в мире и известно шедеврами:

    Дирка Боутса; Рогира ван дер Вейдена «Алтарь Колумба» (нем. Columba-Altar); Лукаса ван Лейдена; Рембрандта ван Рейна; Питера Ластмана; Франса Халса; Герарда Терборха.

Фламандская живопись XIV—XVII веков

Собрание фламандской живописи охватывает среди прочих работы таких мастеров, как:

    Питер Брейгель Старший «Страна лентяев» (нем. Schlaraffenland); Ян Брейгель Старший; Питер Пауль Рубенс «Страшный суд», «Охота на львов», «Битва греков с амазонками», «Похищение дочерей Левкиппа»; Антонис Ван Дейк «Отдых на пути в Египет», портрет живописца Ф. Снейдерса; Якоб Йорданс «Сатир в гостях у крестьянина» (нем. Der Satyr beim Bauern)

Собрание полотен Рубенса является самым крупным в мире.

Итальянская живопись XIII—XVII веков

Все школы живописи итальянского Возрождения и барокко представлены работами:

    Джотто ди Бондоне; Фра Анжелико; Фра Филиппо Липпи; Сандро Боттичелли; Тициана; Якопо Тинторетто; Рафаэля; Леонардо да Винчи; Тьеполо; Франческо Гварди; Каналетто.

Французская живопись XVII—XVIII веков

Несмотря на тесную связь Виттельсбахов с Францией, собрание французской живописи осталось в скромных размерах, превосходя по величине только испанскую коллекцию. В нём представлены работы:

    Клода Лоррена «Гавань при восходе солнца» (нем. Seehafen bei aufgehender Sonne); Никола Пуссена «Мидас и Бахус» (нем. Midas und Bacchus); Жана Оноре Фрагонара «Девочка с собакой» (нем. Madchen im Bett, mit einem Hundchen spielend); Франсуа Буше «Портрет мадам Помпадур» (нем. Portrat der Madame de Pompadour); Жана Баптиста Симеона Шардена «Чистильщица репы» (нем. Rubenputzerin); Мориса Кантена де Латура; Клода Жозефа Верне.

Испанская живопись XVII—XVIII веков

Хотя это и самая маленькая часть коллекции, в ней находятся работы таких выдающихся мастеров, как:

    Мурильо «Игра в кости»; Веласкеса «Портрет молодого испанца»; Эль Греко «Снятие одежд с Христа»; Хуана Пантохи де ла Круса «Инфанта Изабелла Клара Евгения»; Хосе де Рибера «Снятие со Креста»; Франсиско Сурбарана «Положение во гроб св. Екатерины Александрийской на горе Синай».

Работы Франсиско Гойя выставлены в Новой пинакотеке.

Галерея

Страна: 
OnMap: 

Ближайшие
Еще в этой стране