Новосибирский театр оперы и балета

Герб России

Культурное наследие Российской Федерации, объект № 5410008000объект № 5410008000

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (НГАТОиБ) — крупнейший театр Новосибирска и Сибири и один из наиболее значительных в России. Имеет статус Федерального государственного учреждения культуры.

Архитектура театра

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Здание театра — крупнейшее в России театральное здание[1]. Оно расположено на главной площади Новосибирска. После реконструкции в 2005 году новосибирский театр — наиболее современно оборудованный в России.

Здание состоит из шести объёмов: корпуса, в котором на первом этаже расположены кассовый зал и вестибюль, а на втором и третьем и концертный зал, цилиндрического объёма зрительного зала (с кольцевыми фойе); сценического блока со сценой глубиной 30 м и колосниками высотой 29,5 м. К сцене примыкают боковые крылья, в которых размещаются кулуары сцены, административные помещения, репетиционные залы, костюмерные и декорационные цеха. К сценической коробке сзади примыкает полуцилиндр склада декораций. Главная конструкция здания — большой купол диаметром 60 м и высотой 35 м, уникальная конструкция, без контрфорсов, ферм или колонн, поддерживающая сама себя. Средняя толщина купола — 8 см, и его отношение толщины к радиусу меньше, чем у куриного яйца.

Большой зал вмещает 1774 зрителя[2].

Общая площадь помещений — 40 663 м?[3], объём здания — 294 340 м?. За большие размеры его также называют «Сибирский Колизей».

Проектирование

В июле 1928 года при Сибкрайисполкоме был создан Комитет содействия строительству «Большого театра Сибири» («Комсод»), который возглавили зампред крайисполкома И. Г. Зайцев и председатель театральной комиссии, один из основателей Сибгосоперы В. Д. Вегман. Комсод разрабатывал программу строительства, считая, что театр — «наиболее доступное орудие пропаганды идей социализма», комитет заявлял, что «современный театр является буржуазным наследием со всеми признаками буржуазного характера, является театром интимного характера, со свойственным для него делением мест по удобству: ложи, партер, балкон, галереи. <…> Современный театр не годен для массовых постановок и не рассчитан на массового зрителя»[4].

Вначале речь шла о строительстве отдельного здания для оперного и драматического театров и будущей сибирской консерватории, но позже было принято решение строить большой культурный центр сибирского масштаба под названием Дом науки и культуры (ДНиК). По программе он должен был состоять из нескольких зданий, объединённых единством архитектурного замысла. В этот комплекс входили: театр вместимостью 2100 человек, он же место работы краевых съездов и конференций, научноисследовательский институт с лабораториями и конференцзалами, краевой музей производительных сил Сибири с научными кабинетами, картинная галерея. Затем в программу добавились центральная библиотека на 400 тыс. томов, радиоцентр, радиостудия, конференцзал на 400 человек. Объём здания должен был достигать 150000 м3[5].

Проектирование поручили известному московскому архитектору А. З. Гринбергу, члену АСНОВА, он, в свою очередь, пригласил участвовать в проекте театрального архитектора Т. Я. Бардта и главного художника Большого театра М. И. Курилко. Ими была разработана и запатентована оригинальная система сценографии и форм сценических действий ТЕОМАСС. В соответствии с этой системой «панорамно-планетарного театра», легшей в основу архитектурного формообразования ДНиК, зрительный зал был устроен в виде амфитетара на 2600 мест, под трибунами которого был устроен тоннель, в котором на подвижных фурках могли передвигаться декорации. Аналогичное кольцо фурок (меньшего диаметра) было устроено за сценой вокруг склада декораций. Кольца пересекались на сцене и врезались в поворотный круг. Декорации сцены предполагалось также быстро убирать в развитые боковые кулисы. По специальным пандусам на сцену могли въехать повозка, грузовик или даже легкий танк. Партер на 600 мест при необходимости мог быть перемещен на сцену, а на его месте возникала подъёмно-опускная арена, трансформируемая для цирковых представлений, спортивных состязаний и водных пантомим. Кроме того, предполагалось, что через зрительный зал будут проходить праздничные демонстрации. На поверхность купола предполагалось проецировать кинофильмы, для чего инженером Минервиным был спроектирован специальный проектор[1]. В проектировании фасадов здания принимал участие архитектор В. С. Масленников[6].

Такая архитектурная концепция следовала принципам «Театрального Октября», сформулированным Мейерхольдом[7].

Внешний облик театра был характерен для модернистской архитектуры конца 1920?х гг.: отсутствие декоративных элементов, чистота и строгость форм, обнаженная и ясная строгость конструкций, ленточные остекление и балконы, легкие козырьки над входом, гладкий купол. Уникальна его конструкция, спроектированная инженером Б. Ф. Матэри под руководством проф. П. Л. Пастернака. Купол свободно лежит на круговой рандбалке, связывающей внутренние стойки радиально расположенных рам кулуаров, окружающих купол; на протяжении 30 метров в него врезается сценическая коробка. Диаметр купола около 60 метров, толщина — 8 сантиметров. Это был самый крупный купол подобного типа в мире[8]. Отношение толщины купола к его диаметру составляет 1/750 (отношение толщины скорлупы куриного яйца к диаметру 1/250)[9].

15 мая 1931 года Наркомпрос утвердил строительство театра заявочной стоимостью 5-6 млн рублей[5].

Строительство

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2005 год

22 мая 1931 года состоялась закладка здания. Уже в сентябре было закончено возведение каркаса вестибюля и устройство фундаментов опор зрительного зала и крыльев. К апрелю 1933 года была выполнена примерно треть намеченных строительных работ. Построен железобетонный каркас вестибюля, кулуаров и зрительного зала. В вестибюльной части заканчивалась кирпичная кладка, велись работы по устройству арки портала сцены. Для заднего барабана склада декораций был построен только фундамент[10]. Летом-осенью 1933 г. была возведена опалубка и произведено бетонирование уникального купола, а в мае 1934 г. опалубку сняли[11]. К ноябрю 1933 года основные объёмы и конструкции здания были возведены: вестибюльная часть, зрительный зал с кулуарами, сценическая коробка, карманы сцены. Предполагалось, что осенью 1934 года ДНиК примет делегатов съезда Советов Западной Сибири. К этому времени предполагалось закончить внутреннюю отделку амфитеатра, вестибюля с гардеробами и фойе 2?го этажа[5].

В это время в Москве были подведены итоги второго тура конкурса на строительство Дворца Советов, после чего произошло резкое изменение стилистических предпочтений советских архитекторов. Конструктивизм и другие течения «Современной архитектуры» были запрещены; в Москве и Новосибирске прошли совещания, посвященные изменению стилистики ДНиК[12]. Проект подвергли экспертизам академиков архитектуры И. В. Жолтовского, Г. П. Гольца и С. Е. Чернышева, А. В. Щусева[12]. 5 июня 1933 г. Комитет содействия строительству ДНиК объявил открытый конкурс на «составление проекта обработки фасадов строящегося в Новосибирске театра», окончательные итоги которого так и не были объявлены. В апреле 1934 г. секретарь крайкома ВКП(б) Р. И. Эйхе утвердил для дальнейшей разработки один из конкусных вариантов группы Б. А. Гордеева, дальнейшая разработка была поручена 2?й мастерской Моссовета, возглавляемой А. В. Щусевым. Руководят проектированием В. С. Биркенберг и А. В. Куровский, в Новосибирске под руководством Б. А. Гордеева велась разработка рабочей документации. Для работы над интерьерами приглашается Е. Е. Лансере[5].

В августе 1935 года Наркомпрос принимает решение отказаться от системы «панорамно-планетарного театра» и строить ДНиК как обычный оперный театр. Инженером Г. М. Данкманом была разработана схема реконструкции, по которой уменьшался объём зала, подвешивался акустический подвесной потолок, скрывающий объём купола, удалялась почти вся механизация системы ТЕОМАСС.

Макет новосибирского театра и его проект выставили в 1937 г. в советском павильоне на Всемирной выставке в Париже, где он был удостоен высшей награды — Гранпри. В 1938 г. макет демонстрировали на Всесоюзной строительной выставке в Москве[5].

В 1937?м на стройке обнаружили «группу врагов народа». Почти все руководители стройки, начинавшие её, были репрессированы и погибли[9].

К концу 1940 года строительство было практически закончено, велся монтаж оборудования. 25 января 1941 года в большом зале перед закрытым занавесом (работы на сцене ещё не были завершены) оркестр радиокомитета исполнил оперу Чайковского «Иоланта» в концертном варианте. Официальное открытие театра было запланировано на 1 августа 1941 г.[13]

Во время Великой Отечественной войны в здании хранились экспонаты многих эвакуированных из европейской части СССР музеев, в том числе Третьяковской галереи, Эрмитажа, ГМИИ им. Пушкина, Этнографического музея, дворцовмузеев Пушкина и Павловска, музеев Новгорода, Севастополя, Твери, госколлекция скрипок из Большого театра. На площадях театра хранило свои фонды или работало 22 учреждения. Театр открыт с 12 мая 1945 года.

Реконструкция

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
Театр после реконструкции

Интересные факты

    Под огромным куполом театра может полностью поместиться московский Большой театр[14] На территории театра есть два подземных искусственных озера (по шесть тысяч кубометров воды). Сооружены на случай пожара и последний раз использовались когда горело здание в трех кварталах от театра — ЦУМ[14]

История театра

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Идея создания оперного театра в Сибири возникла после Октябрьской революции. 1 ноября 1920 года в Омске оперой А. П. Бородина «Князь Игорь» открылся «Сибирский советский театр оперы и драмы» — крупнейший на тот момент провинциальный театр страны со штатом в 522 человека (140 — опера, 117 — драма, 80 — симфонический оркестр, 185 — административноуправленческий аппарат). 30 августа 1921 года Сибревком принял решение о переводе театра в Новониколаевск, он был переименован в «Сибирский государственный театр музыкальной драмы» (Сибгосопера)[1]. Предполагалось, что Сибгосопера будет выступать в построенном Доме науки и культуры, поэтому с 1932 года в её здании разместили театр «Красный факел», а Сибгосоперу отправили на длительные гастроли. После сезона 1934 года Сибгосопера была распущена.

15 января 1939 г. Совнарком РСФСР принял постановление о создании опернобалетной труппы в Новосибирске, основу которой составили артисты из Челябинска. Директор театра планировал уже 1 января 1940 г. поставить на основной сцене первый спектакль, но окончание строительства вновь было перенесено, и первый год Новосибирский областной театр оперы и балета провел, гастролируя в Томске и Иркутске, а с апреля 1940 г. начал работать в Новосибирске, не имея собственного дома и выступая на разных площадках. Вновь формировать труппу стали во время войны в 1944 г. (к репетициям приступили в сентябре)[9].

12 мая 1945 г. Новосибирский государственный театр оперы и балета открылся оперой Глинки «Иван Сусанин» в постановке Н. Г. Фрида в декорациях К. Ф.Юона. Звание «Академический» присвоено в 1963 г.

группа театра

Главные дирижёры

    Лео Гинзбург (1944—1945, на стадии формирования коллектива[15]) Исидор Зак (1945—1949) Михаил Штейман (май-июнь 1949) Михаил Бухбиндер (1950—1968) Исидор Зак (1968—1986) Борис Грузин (1986—1989) Алексей Людмилин (1989—2001) Сергей Калагин (2001—2004) Теодор Курентзис (2004—2011) Айнарс Рубикис (c 2012)

Главные режиссёры

    Савелий Малявин (1947—1951) Роман Тихомиров (1952—1956) Маргарита Ожигова (1956—1958) Лев Михайлов (1959—1960) Эмиль Пасынков (1960—1970) Ваган Багратуни Елена Негреску Борис Цейтлин (c 2001 г.)

Артисты и музыканты разных лет

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
    Чернов, Валентин Иванович, дирижёр (1947—1951) Видеман, Олег Александрович, солист. Драматический тенор. Заслуженный артист России. (С 1998) Ушаков, Николай Иванович, солист. Баритон. (1956—1960) Роман Полковников, ведущий солист балета. (2011) Руттер, Валерий Дмитриевич. Дирижёр Комов, Юрий Николаевич, солист оперы. Тенор. Заслуженный артист России. Мовсесян, Карен Арутюнович, солист оперы. Баритон. Лауреат международных конкурсов. Поплавская, Марина, солистка оперы. Сопрано. Лауреат международных конкурсов.

Репертуар театра

Балеты

    Аполлон Мусагет Баядерка Бессмертие в любви Весна священная Видение Розы Доктор Айболит Дон Кихот Дороги любви Жизель Золушка Кармен-сюита Кармен Ролана Пети Кармина Бурана Карнавал Консерватория Бурнонвиля Коппелия Корсар Лебединое озеро Легенда о любви Половецкие пляски Поцелуй феи Пульчинелла Русские сезоны Серенада Симфония для матричных принтеров Спартак Спящая красавица Тысяча и одна ночь Шехеразада Шёпот в темноте Шопениана Щелкунчик Юнона и Авось Come in Sonata Не все ли равно (Who cares?)

Опера

    Аида Богема Борис Годунов Боярыня Морозова Дидона и Эней Дон Карлос Джанни Скикки Евгений Онегин Жанна Д`Арк Жизнь с идиотом Иоланта История Кая и Герды (Снежная королева) Кармен Катя Кабанова Князь Игорь Леди Макбет Мценского уезда Макбет Мадам Баттерфляй Месса Л. Бернстайна (первая сценическая версия в России) Моцарт и Сальери Орфей и Эвридика Октябрь Пассажирка Пиковая дама Принц и нищий Ревизор Риголетто Русалка Свадьба Фигаро Сначала музыка, потом слова Тоска Травиата Фауст Хованщина Царская невеста

Детские спектакли

    Доктор Айболит История Кая и Герды (Снежная королева) Новогодняя Почта Принц и нищий Стойкий оловянный солдатик Сказка о попе и работнике его Балде Терем-теремок Три поросёнка

Смерть директора

9 декабря 2010 г. директор НГАТОБ Руслан Юрьевич Ефремов был найден мертвым в номере минской гостиницы «Виктория». Ефремов ездил в Минск на форум руководителей музыкальных театров. По словам представителя прокуратуры Минска Сергея Балышева, он был найден повешенным. Заместитель директора театра Андрей Лазарев заявил, что причина смерти — сердечная недостаточность.[16]

Страна: 
OnMap: 
Гид-словарь: 

Ближайшие
Еще в этой стране